Назад

Капитальный ремонт VS контрактный мотор — чинить или менять?

Диаз Абылкасов
22 октября 2020
Капитальный ремонт VS контрактный мотор — чинить или менять? Фото: Диаз Абылкасов

Народная примета гласит: если двигатель стучит, дымит сизым, поедает масло и отказывается разгонять машину, то это явно к капитальному ремонту… Или есть другой вариант? 

Терпение и труд 

Начнем с ремонта. Капиталка бывает двух типов — плановая и внеплановая. В первом случае речь идет об естественном износе, который оговаривается в том числе и заводом-изготовителем. Для одних моторов этот порог наступает к 200 тыс. км пробега, другие могут пройти и 500 тыс. км. Плановый ремонт включает шлифовку головки блока цилиндров и коленчатого вала, смену коренных и шатунных вкладышей, притирку клапанов, замену маслосъемных и компрессионных колец. 

Иными словами, крупные узлы остаются прежними, «родными». Плановый ремонт продлит жизнь мотору на две-три сотни тыс. км, вернет мощность и решит проблему с расходом масла. Конечно, если элементы и блок двигателя в нормальном состоянии, с хоном, без задиров и трещин. 

В противном случае приходит время дорогого, долгого и сложного ремонта — капитального во всех смыслах. Нужда в нем появляется, во-первых, по стечению обстоятельств: перегрев, разрыв ремня ГРМ, гидроудар. Во-вторых, в результате нерадивости владельца авто, пренебрегающего плановыми ремонтами или льющего в двигатель топливо и масло сомнительного качества.  

Как делается такой ремонт? Для начала мотор разбирают и оценивают состояние блока, ГБЦ, поршней, шатунов и всего остального. Проверяют зазоры и наличие трещин. Затем начинается кропотливая работа: зачастую блок растачивают для установки гильз (если это возможно), шлифуется головка блока, все это попутно чистится и отмывается. 

Под замену идет все — от поршневых колец до самих поршней. Порой выкидывать приходится даже коленвал и распределительные валы. Затем производится тщательная притирка клапанов и другие нудные, но крайне важные действия. Завершается капитальный ремонт заменой прокладок и всех мыслимых сальников. Параллельно прочищаются форсунки и при необходимости меняется навесное оборудование. Перед запуском вручную проверяется ход валов, затем производится «холодная обкатка» - двигатель несколько часов тарахтит в сервисе. Заключительный этап — регулировка систем подачи топлива, зажигания и прочего.  

В идеале клиент получает фактически новый мотор, который будет жить долго и счастливо — разумеется, при условии правильной эксплуатации. Мощностные характеристики вернутся к заводским, агрегат заработает тихо и плавно, расход масла пропадет, расход топлива — снизится. Одно «но» — живем мы не в идеальном мире. 

Проблема кривых рук 

Главная загвоздка капитального ремонта заключается в пресловутом человеческом факторе. Если плановый ремонт под силу мастеру средней квалификации, то полная переборка требует действительно золотых рук и ангельского терпения. Дефектовка деталей подразумевает высочайшую точность и аккуратность, равно как и финальная сборка и настройка. Малейшие отклонения грозят фатальными последствия уже в скором будущем. 

Кроме того, требуется сложное оборудование и инструменты, а таковым могут похвастать далеко не все сервисы. Например, для расточки и шлифовки нужны специальные станки. Для заварки трещин в блоке или ГБЦ — особая сварка. Не говоря уже о десятках разных мелочей. В общем, ремонт могут сделать с помощью кувалды и китайского герметика, но вас, конечно же, об этом не предупредят. 

Другая беда — стоимость. Капитальный ремонт даже самого простого мотора обойдется недешево, а если двигатель «навороченный» и многоцилиндровый — еще дороже. Одни только запчасти влетят в копеечку, ведь это основные узлы двигателя. И даже при покупке якобы оригинальных запчастей можно нарваться на подделку. Увы, понять это можно будет несколько поздновато — например, когда шатун окажется в картере.  

Наконец, капитальный ремонт означает, что владелец авто надолго станет пассажиром общественного транспорта или такси. Грамотная работа не терпит спешки, оттого переборка займет не один день. 

Итак, на выходе получаем коктейль из «долго», «дорого» и «неизвестно, как сделают». Есть ли альтернатива? 

Служба по контракту 

Альтернатива заключается в полной замене мотора. Благо, что сейчас такая переделка не требует шаманских танцев с оформлением документов. Прекрасно бы купить абсолютно новый мотор, но стоить он будет как вся машина. Отметаем этот вариант, остаются контрактные и восстановленные двигатели. 

Первые привозятся из-за границы, с разборов Японии, Германии, США и других стран. Вторые обычно сняты с эксплуатировавшихся в Казахстане машин и якобы прошли полный капитальный ремонт. С трудом верится, что кто-то будет делать качественный дорогой ремонт на продажу, ведь капиталка чаще стоит дороже «контрактника». Соответственно, и идею с покупкой перебранного мотора лучше отбросить. 

«Кот в мешке» - эпитет, который чаще всего используют относительно двигателей с разборов. Действительно, агрегат, даже привезенный из страны с хорошим топливом и сервисом, имеет неясное прошлое. Его могли использовать в пенсионерском режиме, а могли выжимать все соки до звона и хруста. В таком случае даже небольшой пробег — продавцы часто называют цифры до 100 тыс. км — не является залогом исправности. К тому же пробег всегда можно существенно занизить. 

Тем не менее, очень многие казахстанские автолюбители, потеряв надежду на хороший капремонт, ставят контрактные моторы. Замена двигателя обходится недорого — в 40-50 тыс., если не требуется дополнительных работ. И времени в среднем занимает всего пару-тройку дней, и шансов у мастеров наломать дров при замене значительно меньше, чем при капремонте.  

Другое дело, что пересадка пламенного сердца редко обходится без устранения мелких недочетов. Там прокладка пробита, здесь сальник подтекает. И далее по списку. В результате конечный ценник замены растет. А полноценно проверить работоспособность мотора можно лишь после его установки. 

Отзывы прошедших через эту процедуру автомобилистов разнятся. Кому-то и вправду достался «живой» мотор, другим повезло меньше — почти сразу понадобился тот или иной ремонт. Потому контрактный двигатель лучше брать у крупной компании, которая предоставляет услуги по установке. Там дадут хоть какую-то гарантию и, если дорожат репутацией, устранят всплывшие неполадки, а то и весь агрегат заменят на другой. Кстати, на моторах с гарантией всегда присутствует обильное количество меток краской — так обозначают гайки и болты, которые нельзя трогать до конца гарантийного срока.  

Неудивительно, что у частников можно найти мотор подешевле. Только есть вариант получить отмытый хлам с разбитой под Талдыкорганом машины. С другой стороны, есть и добросовестные продавцы, которые сами покупают авто на заграничных аукционах и сами же их разбирают. Положительным сигналом в таком случае будет наличие у разборщика полного свап-комплекта, а не одного лишь двигателя. Однако нести ответственность за установку все равно придется самому покупателю: искать подходящий сервис либо заниматься заменой самостоятельно. 

Порой у продавца есть одинаковые двигатели по разным ценам. Например, один из алматинских разборов предлагает 2,5-литровый двигатель на Subaru за 200 тыс. тенге и точно такой же, но уже за 350-400 тыс. В чем разница? Дешевый привезен из Австралии, и никакой гарантии на него нет.  Дорогой — из Японии, и здесь заявляется мизерный пробег в 50-70 тыс. км. За такой агрегат, что называется, зуб дают. Выбор всегда за клиентом, но экономия может обернуться еще большими затратами в будущем. 

В сухом остатке 

Так что же лучше — капремонт или замена? Однозначного ответа нет, ведь оба пути изобилуют подводными камнями.  

Когда мотор не относится к категории «одноразовых» и обладает ремонтным запасом, задуматься о переборке стоит — возможно, удастся восстановить былую производительность малой кровью. Немалым ресурсом, например, могут похвастать двигатели большого объема, способные благополучно пережить несколько капиталок, а иногда и весь кузов.  

Если же двигатель полностью изношен, то попытки воскресить его не имеют смысла. Тогда одна дорога — на разбор и в хороший сервис. Удача, впрочем, тоже не помешает.  

Почитать еще
mobile-phone
Скачайте приложение на телефон
Вы получите только ссылку на приложение, никакого спама и рассылок