Назад

Как не «убить» коробку-автомат

Николай Иващенко
09 сентября 2021
Как не «убить» коробку-автомат Фото: Николай Иващенко

Классическая АКПП — вещь надежная и долговечная, но, как гласит народная мудрость, сдуру можно что угодно сломать. Рассказываем, каких ошибок следует избегать, чтобы обеспечить долгую и счастливую жизнь вашему автомату.

Сразу подчеркнем: к автоматическим коробкам также относятся вариаторы и роботизированные КПП, но это иная история. Здесь речь пойдет именно об автомате с гидротрансформатором — самом распространенном типе «самопереключающихся» коробок.

Дела сервисные

В первую очередь не забудем тот факт, что автоматы разных производителей, несмотря на общий принцип работы, имеют свои конструктивные особенности. Из этого проистекает наличие определенных слабых мест и детских болезней. Кроме того, значение имеет поколение коробки: например, старый 4-ступенчатый автомат намного проще современного 9-ступенчатого. Соответственно, и разнообразных деталей в новом больше. Все эти факторы в конечном счете сказываются на ресурсе агрегата.

Впрочем, хватит лирических отступлений. Главный элемент обслуживания АКПП — замена рабочей жидкости. В этом деле порой важно не вестись на заверения производителей: некоторые мануалы предлагают менять масло аж раз в 100 тыс. км пробега, а иные и вовсе на голубом глазу утверждают, что «декстрон» залит на весь срок службы авто. Это, разумеется, лукавство, которое обернется для доверчивого покупателя дорогостоящим ремонтом — аккурат после завершения гарантийного срока.

Большинство сервисменов сходятся во мнении, что менять жидкость в автомате нужно каждые 30-50 тыс. км, особенно если машина эксплуатируется в дерганом городском ритме. При выборе жидкости, не в пример истории с интервалом замены, следует доверять автопроизводителю и лить фирменный «декстрон». Если же речь про старый автомобиль, то можно использовать жидкости другого бренда, но обязательно соответствующие по типу: если указан в инструкции к авто ATF III – вот такой и заливайте, а не ATF II или ATF IV.

Кстати, при замене масла не забывайте обновлять фильтр. На некоторых коробках это совсем несложно: фильтр всего один, и он вкручивается снаружи. Однако другие агрегаты оснащены внутренним фильтром, и его не заменишь без снятия поддона. И, конечно же, хотя бы раз в месяц-два не пренебрегайте проверкой уровня «декстрона» в АКПП.

А ты не гонщик...

За исключением некоторых спортивных агрегатов, автоматы очень не любят резких нагрузок. Будь то быстрый старт с предварительно зажатым тормозом или дрифт на парковке перед супермаркетом. В таких режимах быстро растет температура декстрона, подгорают фрикционы, да и шестерни подвергаются чрезмерному воздействию. Кроме того, масло быстрее положенного теряет свои свойства.

В целом, перегрев — главный враг автоматических трансмиссий. Особенно сильно это проявляется на простеньких коробках, не оснащенных дополнительным контуром охлаждения: перегреть такую совсем несложно.

На иных машинах есть специальные радиаторы АКПП, но это не значит, что нужно «забить» на вопрос охлаждения. Напротив, радиатор нужно время от времени прочищать, а шланги и патрубки — проверять на герметичность.

Перегрев можно поймать не только гоночными подвигами. Автомат не любит долгих пробуксовок и копания в грязи. Это может быть как попытка вырваться из снежного плена во дворе, так и целенаправленная поездка по бездорожью.

Еще одна прописная истина — избегать буксировки. Притом действует этот принцип в обе стороны. Так, АКПП легкого авто быстро перегревается при буксировании другой машины по ровной дороге, уж не говоря о попытках выдернуть застрявший авто из грязи или снега. Также оснащенной автоматом машине и самой нельзя быть «прицепом»: таскание на тросе способно перемолоть внутренности коробки. Потому в случае поломки не экономьте на эвакуаторе.

И, разумеется, не пытайтесь завести авто с АКПП с «толкача». Ничего хорошего из этой затеи не выйдет, уж поверьте.

Переключай с умом!

Перейдем к моментам из повседневной эксплуатации. Вы завели машину после ночного простоя, дали ей немного потарахтеть на холостых оборотах, перевели коробку в «Драйв» - и поехали. Ничего не смущает? Вроде бы нет, ведь почти все автолюбители так и делают.

Однако, как утверждают многие специалисты, прогрев нужен не только мотору, но и коробке, чтобы «декстрон» набрал рабочую температуру и обеспечил корректное функционирование узла. Особенно актуально это зимой.

Вариантов прогрева АКПП обычно называют два. Первый предусматривает последовательное переключение между всеми режимам — например, от P до «единички» и обратно. Сделали так пару раз — автомат более-менее нагрелся. Второй вариант — перевести на D и подержать в таком положении минуту-полторы, потом сделать то же самое на R. Не забывая держать нажатым тормоз, разумеется.

Между прочим, не все коробки любят постоянную езду в режиме D. К примеру, на некоторых старых 4-АКПП последняя передача блокирует гидротрансформатор, что немного экономит топливо, но увеличивает износ фрикционов. Этот режим хорош для трассы, в городе же лучше ездить на «тройке»: и коробка целее будет, и реакции на газ острее, а разницы по расходу топлива вы не ощутите.

Особо экономные, отталкиваясь от опыта на механике, на любой остановке переводят автомат в нейтраль. Лидеры этой «секты» и вовсе пускают машину накатом. Не делайте так, пожалуйста! Никакой экономии вы не получите, зато потом сполна заплатите за ремонт коробки, ведь фрикционы, насосы, клапаны и стоп-ленты страдают от такой «рациональности».

Другая критичная небрежность — переключение АКПП с заднего хода на передний (или наоборот) до полной остановки авто. Иногда водители считают, что это круто и эффектно, но сама коробка так точно не думает. Вообще же рекомендуется все переключения делать неспешно, желательно даже через нейтраль: сняли с P, перевели в N, несколько секунд подождали, включили D. Начало движения — только после характерного толчка в недрах автомата.

И последний совет — не пренебрегайте ручным тормозом. Распространено заблуждение, что на машине с АКПП это уже анахронизм. Как бы не так: на мало-мальски серьезном уклоне фиксатор, который держит авто в режиме P, может сорваться. Коробка сломается, и машина укатится восвояси со всеми вытекающими последствиями. Чтобы не перегружать фиксатор, после остановки переходите в нейтраль, фиксируйте положение машины ручником и уже затем ставьте на «Паркинг».

Резюмируем: как всякий сложный механизм, любая АКПП в итоге сломается и потребует ремонта либо полной замены. Однако когда настанет этот момент — через 100 тыс. км или же через полмиллиона — во многом определяет отношение водителя и соблюдение простых правил пользования.

Почитать еще
mobile-phone
Скачайте приложение на телефон
Вы получите только ссылку на приложение, никакого спама и рассылок