Назад

5 недооцененных автобрендов

Оксана Черноножкина
07 ноября 2020
5 недооцененных автобрендов Фото: Оксана Черноножкина

Или сказ о том, как «молния», «шеврон» и «трезубец» в Казахстане любовь искали.

История автомобилестроения знает немало примеров недооцененности. Не в то время, ни в том месте… Слишком маленькие инвестиции, слишком большие амбиции… Конкуренция, конгломерация…  Есть много отговорок – простых и сложных, но суть одна – покупатель не проникся…

Можно назвать много европейских фирм, о которых современники не просто забыли, но даже никогда не слышали – они появились и исчезли в период 20-70-хх годов прошлого столетия. Другие – более известные и бывшие на слуху - были поглощены крупными концернами на рубеже веков и канули в лету. Третьи заметно переформатировали структуру и модельный ряд. Да что там, практически в каждой автомобильной марке есть модель, которую в свое время недооценили. Именно поэтому так сложно выделить лишь несколько брендов. Но мы попробуем. Правда, учитывая определенные критерии.
Итак… Китайские бренды не рассматриваем – все они слишком молоды, чтобы говорить о том, что какой-то из них не оценили по достоинству. «Местечковые» бренды, рассчитанные на определенный регион и хорошо там прижившиеся, но не особо распространенные на других территориях также в расчет не берем (пример, Dodge, Lincoln, Daihatsu и т.п.). Оставшиеся лишь в анналах истории марки - оставим истории. Выбираем из тех, что хорошо знакомы автолюбителям на сегодняшний день. Обязательное условие – присутствие их на евразийском континенте. И непременный акцент – настоящее время и наша страна. Но даже в этом случае, вполне вероятно, мы будем субъективны. И мы это не отрицаем – будет тема для дискуссии. В общем, поехали…


«Двойной шеврон». Можно просто – Citroen
Эта французская марка никогда официально не заходила на наш рынок. Более того, модели ее бренда практически не встретишь и на вторичном рынке. Бытует мнение, что гидропневматическая подвеска ее автомобилей слишком «хрупка» для наших дорог и ее сложно обслуживать. Тем не менее в соседней России автомобили «двойного шеврона» весьма неплохо чувствуют себя на почти таких же дорогах. И между прочим именно благодаря этой самой гидропневматической подвеске автомобиль генерала Шарля де Голля в 1962 году, изрешеченный пулями, с шинами, превратившимися в ленты, остался способен передвигаться и увез генерала из-под обстрела боевиков. Кстати автомобилем, которым пользовался тогда генерал, была знаменитая «богиня» - Citroen DS. Модель, которая, как выражаются французы, «подожгла Сену». С момента ее появления и в последующие 20 лет она была предметом вожделения едва ли не каждого, кто задумывался о покупке автомобиля.

Еще в биографии марки есть «гадкий утенок», он же 2CV – автомобиль, ставший народным для французов. Его начали производить в 1949-м, а к 1976 году, когда с конвейера сошел 5-миллионный «утенок», эту модель по лицензии выпускали уже полтора десятка стран. Он был простеньким и невзрачным, но очень ценился рядовыми гражданами.
В первой половине XX века автомобили Citroen были очень популярны у себя на родине. И немалая заслуга в этом основателя марки. Андре Ситроен одним из первых начал грамотно рекламировать свой товар: наладил выпуск игрушечных машинок, которые в точности повторяли оригинальные модели Citroen, размещал логотип марки на дорожных знаках, устраивал пробеги готовой продукции, основал собственную страховую компанию… Самым крутым рекламным приемом тогда стала, пожалуй, иллюминация на Эйфелевой башне. Понадобилось 250 тысяч лампочек и 60 км проводов, чтобы на символе Парижа вспыхивали одно сменяя другое изображения: силуэт самой башни, год ее создания, звездный дождь, полет комет, знаки зодиака, текущий год и, наконец, фамилия Ситроен. Это фееричное зрелище радовало парижан и гостей французской столицы 9 лет. Страшно представить, какие счета за электроэнергию приходилось оплачивать компании. Но оно того стоило.

А еще Ситроен первым в Европе организовал сервисные пункты и опубликовал инструкцию по ремонту машин, организовал курсы повышения квалификации для своих продавцов и предоставил покупателям годичную гарантию на свой товар, в течение которой они при необходимости получали бесплатное техобслуживание. 
И все бы было хорошо, но в 80-е годы руководство концерна PSA, куда входил Citroen, приняло решение о полной унификации моделей «двойного шеврона» с автомобилями Peugeot. Марка потеряла свое «лицо» и утратила харизму. Пожалуй, именно это «черное» десятилетие и задвинуло Citroen в тень. В конце 90-х в концерне сменилось руководство и было принято кардинально иное решение – чем больше будут отличаться автомобили марок, тем лучше. Но было уже поздно, по крайней мере относительно вкусов наших сограждан – мы уже «полюбили» автомобили Toyota, Mercedes-Benz, BMW, Audi…

Тем не менее сегодня марка Citroen достойна если не обожания, то внимания. У нее очень широкий модельный ряд, покрывающий все мыслимые сегменты рынка. Есть очень необычные модели. Среди них стоит выделить Cactus – эта модель наверняка зашла бы нашим покупателям не хуже Nissan Juke. Плюс для взыскательного покупателя выпускается премиальная линейка DS.

«Молния». Он же Opel многоликий
В отличие от Citoren бренд Opel пытался прорваться на наш рынок. Точнее кое у кого были грандиозные планы. Помнится, даже появился шоу-рум, в котором можно было посмотреть и при желании приобрести автомобили с молнией на капоте. Но то ли схемы завоза были «серые», то ли комплектации не те, а исчезла марка с рынка также внезапно, как и появилась. И распробовать новенькие Opel наш покупатель не успел. Хотя одно время на вторичном рынке автомобилей этой марки было немало, и они очень ценились. И сегодня есть люди, которые ездят на моделях бренда 80-х годов прошлого века, лелеют их и менять пока не собираются.

Да что там, с «опелем» были знакомы не понаслышке многие граждане СССР. После ВОВ в качестве трофея все оборудование Opel, а вместе с ним и наработки, было вывезено в Советский союз. И у нас появился «Москвич-402» - копия Opel Olympia Rekord.
Кстати до 1972 года Opel была самой крупной автомобильной компанией Германии. Но так как еще в конце 20-х годов она перешла под контроль GM, ее основной задачей было массовое производство доступных автомобилей.
Кстати у Opel есть бренды-двойники: в Великобритании ее модели продаются под маркой Vauxhall, в Австралии – Holden.

В компании всегда старались идти в ногу со временем и следовать запросам рынка – посмотрите, как прекрасны «малышки» Astra и Corsa, но начиная с «нулевых» компания начала терпеть убытки. Руководство GM это, естественно, не устраивало – там и без опеля проблем хватало. Так марка оказалась «на торгах». В какой-то момент ее хотел прибрать к рукам Сбербанк, но сделка так и не состоялась. А в 2017 году Opel стал частью концерна PSA. Сейчас у бренда далеко идущая стратегия – к 2024 году планируется электрофицировать все автомобили как легкового, так и коммерческого ряда марки. А если учесть, что свой первый электрокар марка выпустила еще аж в 1968 году, в это охотно верится.

Модельный ряд Opel не так широк, как у Citroen, но он включает все, что нужно горожанам: компактные малолитражки, минивэны и кроссовер.

Сеньор Fiat
Эту марку можно обожать всего за два выпущенных автомобиля – Fiat 500 и Fiat-124. Первый, он же Topolino - самый миниатюрный автомобиль в мире, запущенный в массовое производство. Второй – это наша «копейка». Да-да, Волжский автомобильный завод в Тольятти был построен в 1966 году в рамках договора с Fiat. Более того, первое время там производились автомобили под собственным именем итальянского бренда.

Хорошо, можно понять, почему итальянские машины не котировались у нас в 70-80-хх годах – такого «добра» своего хватало. Но потом? Развитие технологий и дизайна ведь пошло разными курсами… Марка даже официально выходила на наш рынок и продержалась несколько лет (два-три года точно). Правда, модельный ряд тогда был скудным – Panda, Punto, реинкарнированный Fiat 500… Поставки последнего были крайне ограничены, а жаль! Представляете, сколько места высвободилось бы в городе, пересядь часть граждан на эти умилительные автомобильчики!

А помните наш «Запорожец»? Его создали по образу Fiat 600. Он комплектовался 600-кубовым двигателем с воздушным охлаждением мощностью 22 л.с. И при столь скромных технических характеристиках мог разгоняться до 100 км/час, вмещая четырех человек.
Кстати Fiat, как истинный итальянец, всегда ставил не только на качество, но и на оригинальность. Именно поэтому над кузовами автомобилей бренда работали такие ателье как «Zagato», «Locati & Toretta» и «Touring».  А дизайн Fiat Panda, представленного в 1980-м, - работа Джорджетто Джуджаро. 

Очень эффектно выглядит модельный ряд марки и сегодня: великое множество модификаций Fiat 500, Uno, Punto, Panda, Aegea, Ottimo, Viaggio, Toro, Freemont, 124 Spider… «Прописка» их в нашем регионе заметно украсила бы улицы городов.

Maserati. Царь, просто Царь
Не знаю как вам, а мне ни разу не приходилось слышать фразу: «Хочу Maserati!». Ferrari – да, Lamborghini, Aston Martin, Bentley, Bugatti, Zenvo… Но только не Maserati. На общем празднике эта марка как та девчонка, всегда в сторонке, платочек в руках теребя… А между тем из всех вышеперечисленных марок, за исключением Bentley только она и представлена на нашем рынке официально. Причем уже 7 лет. Но на дорогах ее встретишь не часто. И воздыханий по ней не услышишь.

А ведь автомобили с трезубцем на капоте, как и прочие роскошные спорткары, пришли на дороги общего пользования из мира спорта. Считается, что рождение Maserati, как фирмы и торговой марки известной всему миру, произошло 25 апреля 1926 года, на старте гонок Тарга Флорио.
Был период, когда ею владел и утверждал соответственно все планы по разработкам известный гонщик и конструктор Алессандро де Томазо. Бренд блистал в моторных гонках. А еще за рулем Maserati «засветилась» первая женщина-гонщик. Но главное – именно Maserati подарила миру первый на планете спортивный седан. Конечно же, речь о Quattroporte. Этим автомобилем итальянцы открыли новый сегмент. А было это аж в 1963 году. В то время в Англии эта модель стоила дороже, чем Rolls-Royce.

Со своими автомобилями марка засветилась в парочке кинолент, а ее обожателями – точнее все того же Quattroporte – были великий князь Монако Ренье III, итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони, непревзойденный тенор Лучано Паваротти и еще многие-многие представители элиты и шоу-бизнеса.
Об автомобилях этой марки обычно говорят, что «Они роскошнее немцев, изящнее англичан и быстрее всех». Может для современного человека это слишком много?

В настоящее время Maserati предлагает своим клиентам модель Quattroporte 6 поколения, роскошный кроссовер Levante и седан Е-класса Ghibli.

Volvo. «Война» за безопасность
Из всех 5 выбранных брендов Volvo присутствует на нашем рынке дольше всех. Тем не менее у нее весьма скромные показатели продаж. А ведь шведы выпускают самые безопасные автомобили! 
Судите сами. В 1944 году на автомобилях Volvo стали устанавливать ламинированные лобовые стекла. В 50-х они уже выпускали проколозащищенные шины, «смягчили» верхнюю часть приборной панели и установили на свои автомобили пятилетнюю гарантию. В 1959-м в стандартное оборудование всех Volvo вошли ремни безопасности. Это простое, но весьма эффективное средство безопасности считается лучшим изобретением по сей день – именно ему удалось в разы снизить травматизм и смертность при ДТП.

В 60-х на автомобилях марки появились складной рулевой колонкой, новые замки на трехточечных ремнях безопасности, дисковые тормоза как спереди, так и сзади и треугольно-разделительная двухконтурная тормозная система. Плюс были разработаны анатомические сиденья, а у кузовов появились энергопоглощаемые сминаемые части. 70-е принесли подголовники передних сидений, ремни безопасности для задних пассажиров и электроподогрев заднего стекла. Да что там, на современных Volvo, если у вас перегорит хотя бы одна лампочка в блоке фар, «коробка» уйдет в аварийный режим пока вы ее не замените. Лампочку в смысле. За безопасность здесь ведется настоящая «война». А все началось еще до того, как первый в истории Volvo был представлен широкой публике. Во время испытаний на дорогах общего пользования – в 1926 году - «первенец» бренда столкнулся лоб в лоб с американским творением. И если от последнего осталась груда металлолома, то швед отделался легкими царапинами. В своей «маниакальности» относительно безопасности в Volvo дошли до того, что в конце 60-х создали исследовательский комитет по изучению аварий, что, собственно, и помогало им в дальнейшем совершенствовать свои автомобили и предлагать уникальные инновационные разработки в области безопасности.

10 лет назад марка перешла под контроль Geely Automobile Holdings Limited. Но на ее реноме это никак не сказалось. Более того, последние обновления марки явно к лицу – одни только фары «молот Тора» чего стоят!

Почитать еще
mobile-phone
Скачайте приложение на телефон
Вы получите только ссылку на приложение, никакого спама и рассылок