Назад

Выбор моторного масла

Оксана Черноножкина
18 февраля 2021
Выбор моторного масла Фото: Оксана Черноножкина

Есть расходные компоненты, без которых ваш автомобиль не будет работать. Точнее какое-то время он может и проработает, но потом вам придется выложить довольно крупную сумму денег, чтобы его двигатель вновь завелся. Как вы уже наверняка поняли, в данном случае речь идет о моторном масле.

Какое именно моторное масло заливать – выбор за вами: сегодня на рынке огромный выбор, мы же расскажем вам каким оно бывает и на что влияет.


Валентности и модификаторы

Моторному маслу отведены весьма важные роли в работе автомобиля: оно отнимает тепло у двигателя для устранения перегревания, предотвращает образование отложений и коррозии, содержит двигатель в чистоте, вымывает сажу и осадочные загрязнения и даже позволяет экономить энергию. Как соответствие выбор моторного масла влияет не только на периоды его замены, но и на количество расходуемого топлива и даже срок службы двигателя. 

Моторное масло получают из сырой нефти, которая отстаивается и делится на слои: газ, легкие бензиновые фракции, керосин и печное топливо и тяжелые фракции (базовое масло, мазут, битум). Минеральные масла получают путем перегонки сырой нефти, синтетические – результат целенаправленного органического синтеза. 

Типичное моторное масло состоит, как правило, из смеси базового масла, загустителей и разнообразных присадок. В зависимости от процентного соотношения присадок масла разделяют на синтетические (более 51%), полусинтетические (более 35%, но менее 51%) и минеральные (менее 35%)..Присадки бывают моющие, дисперсантные, детергентные, диспергирующие, противозадирные, антивспенные, противоизносные, антикоррозийные, антиокислительные. 


Также есть присадки валентности, модификанты трения и вязкости, депрессанты застывания. Они борются с продуктами сгорания, нагрузкой, износом, окислением, загрязнением, перепадом температур и составом выхлопных газов. Пакет присадок может содержать до 15 компонентов. И в каждом масле они свои. 

Например, при работе дизельного двигателя образуется повышенное количество углеродистых отложений. Значит, масла для них должны обладать хорошими моющими и диспергирующими свойствами. Двигателям же с турбонаддувом нужно масло, устойчивое к повышенным температурам и сопротивляющееся окислениям.

Многие считают, что синтетика лучше всего. Это утверждение неверно. Для каждого автомобиля масло подбирается индивидуально. Многое зависит от года выпуска вашей машины, от условий ее эксплуатации и даже от того, какой бензин вы в нее заливаете. 

Какое масло будет лучше конкретно для вашей машины, может сказать только специалист. Также можно обратиться к каталогам масляных фирм. Если же машина совсем новая, то как правило применяются те сорта масел, что рекомендует производитель вашего авто. Это должно быть отмечено в сервисной книжке.


Вязкость и температура 

Помимо разделения на виды – минеральное, полусинтетическое и синтетическое – все масла классифицируются по вязкости и по совокупности эксплуатационных свойств.  
Классификаций существует несколько: это SAE (Общество автомобильных инженеров), API (Американский нефтяной институт) и АСЕА (Ассоциация европейский производителей автомобилей). 

Первая – SAE – классификация по вязкости. Она показывает в пределах каких температурных режимов масло работает, используя все свои показатели. Первая цифра, сопровождаемая буквой W, указывает на максимально минимальную температуру, а вторая – на предел максимальной. Только не понимайте цифры буквально: если стоит индекс 10W – 40, это не значит, что масло используется в температурном режиме от –10⁰С до +40⁰С. Цифра 10 обозначает температуру от –25⁰С до –36⁰С, а 40 – от +35⁰С до +50⁰С. У каждого производителя в этом отношении свои условности, поэтому за подробностями лучше обращаться к каталогам фирм.

Также стоит помнить, что двигатели разных марок автомобилей отличаются как в плане применяемых сплавов и качеством обработки поверхностей, так и сочетанием степени форсированности, теплонапряженности, особенностями конструкции и т.д. Поэтому для каждой марки автомобиля есть своя классификация по допустимым температурам, которую также можно найти по каталогам.


Что касается классификации масел по совокупности эксплуатационных свойств (американская версия API, европейская – АСЕА), то она позволяет подобрать масло согласно возрасту вашего авто и типу его двигателя. Так, эта классификация различает масла для бензиновых и дизельных двигателей. Бензиновым соответствует буква S или A (первая – американский вариант, вторая – европейский), а дизельным – C или B. Эти буквы не меняются. Далее в индексе стоит еще одна буква либо цифра – она говорит об уровне. Так, для бензиновых двигателей замыкают индекс буквы J, H и F или цифры – 3,2,1. J означает, что масло предназначено для самых современных автомобилей. То же самое относится и к цифре 3. Для дизельных двигателей вторые буквы в индексе C,D,F,G или цифры 1,2,3. Последняя – самая передовая.

Если же на канистре стоит классификация, позволяющая использовать масло и на бензиновых двигателях, и на дизельных – например, S/C, значит оно универсальное. При этом так как буква S – стоит первой, предпочтительнее всего их использовать все-таки на автомобилях с бензиновым двигателем. Однако если у вашего автомобиля дизельный движок, и он часто испытывает большие нагрузки, лучше все-таки брать масло с маркировкой Disel.


Минералка или синтетика?

• Покупая масло помните: чем чаще вы видели его рекламу, тем дороже оно будет стоить – вы платите за бренд и вложенные в его раскрутку деньги.

• В отношении показания качества масла и периода его замены старайтесь следовать рекомендациям изготовителя, помещенным в сервисной книжке. Замену масла также рекомендуется проводить в сервисных центрах. Сам по себе процесс замены не очень сложен, однако он требует наличия специального оборудования и инструментов. К примеру, аккуратно продуть все остатки старого масла в домашних условиях, естественно, невозможно. 


• В случае перехода на новую марку масла, двигатель следует промыть. Использовать для этого лучше специальное промывочное масло, причем того же производителя, что и заливаемое новое моторное. В данном случае промывка двигателя обязательна для того, чтобы удалить остатки старого масла с имеющимися в нем присадками. Формулы масел у каждого производителя разные, а присадки – это, по сути, активные химические вещества. Присадки одного масла могут не сочетаться с присадками другого, а это может привести к вспениванию масла или же, напротив, образованию трудноудаляемых пятен. После промывки фильтр и масло следует сменить через 6–8 тыс.км. Следующую замену фильтра и масла тоже лучше произвести раньше обычного срока на 2–4 тыс.км. 


• Не стоит использовать хорошее синтетическое масло в старых автомобилях, так как оно, как правило, наделено мощными моющими характеристиками. Попадание такого масла в картер приведет к тому, что микротрещины в саленблоках и прокладках, забитые за годы эксплуатации отложениями, прочистятся. А это вызовет течь. Отложения накапливаются и в местах соединения деталей шатунно-поршневой группы. Их вымывание грозит появлением шумов и стуков в двигателе. Также неминуем черный дым из выхлопной трубы, повышенный расход бензина и масла. 

• Регулярно проверяйте уровень масла. Никогда не ездите с уровнем ниже отметки «min» на щупе. Уровень же свежезалитого масла должен быть выше второй верхней засечки на 3-4 мм.
 

Почитать еще
mobile-phone
Скачайте приложение на телефон
Вы получите только ссылку на приложение, никакого спама и рассылок