Назад

Кузовной ремонт: в сервисе или в гараже?

Николай Иващенко
15 октября 2020
Кузовной ремонт: в сервисе или в гараже? Фото: Николай Иващенко

Досадные вещи порой происходят в жизни автолюбителя: машины попадают в ДТП, на них падают деревья, их повреждают недоброжелатели. После таких неприятностей нужен кузовной ремонт, да такой, чтобы владельцу авто потом не пришлось жалеть.

Обобщая, малярно-кузовные мастерские делятся на два типа — официальные и неофициальные. К первым относятся сервисы при автодилерах и крупные специализированные центры, ко вторым — небольшие мастерские в гаражах и на СТО. Конечно, мы не сможем конкретно указать на места, где делают качественный ремонт, а где красят валиком. Однако общие советы по выбору сервиса все же сформулируем.

Техника имеет значение

В первую очередь нужно оценить объем работ. В профессиональном сервисе делают диагностику и калькуляцию предстоящих расходов, мастера из гаража «на глаз» назначают примерную цену работы и материалов. Последнее, кстати, чревато ростом конечной суммы: «Брат, да там та-а-а-кое было!».

Затем стоит приглядеться к оборудованию мастерской. Во-первых, оно должно быть ухоженным и дееспособным, а не состоять из ржавой монтировки и такой-то матери. Во-вторых, в случае сложного ремонта после серьезного ДТП обойтись без технологичного инструмента не удастся. Если говорят, что удастся — почти наверняка кузов останется кривым. Каким бы ни был златоруким мастер, без точных приборов нельзя вернуть кузову «уехавшую» геометрию.

Тем более, что кроме явной деформации встречается и скрытая — она проявляется, например, в закрывании дверей с пятого прихлопа. Машину нужно ставить на специальный стапель и проводить лазерные измерения, отталкиваясь от заводских контрольных точек. Данные измерений сравнивают с данными производителя, выявляя таким образом отклонения от нормы.

Измерить — только начало, надо еще и вытянуть кузов. В небольших мастерских для этого используют лебедки и ломы — в общем, классические инструменты. Сервисы предлагают поправить геометрию на вытяжном стенде с учетом компьютерных расчетов. Как думаете, где точность будет выше?

То же самое и со сварочными работами. Некоторые умельцы умудряются орудовать электросваркой, прожигая в тонком металле кузова дыры. Дыры потом благополучно замазываются шпатлевкой, и вуаля - «не битая, не крашеная». Впрочем, и без дыр швы будут некачественными и от малейшего удара разойдутся. Не видите на сервисе нормальной сварочной аппаратуры — бегите.

Кузовной ремонт венчается покраской. Здесь тоже есть свои подводные камни. Подобрать краску в цвет — не так просто, как кажется. Ошибка на один тон — и крашеный элемент будет выбиваться из общего вида машины. В идеальном варианте мастера используют специальные лампы и компьютерные системы подбора цвета, а также сложное колеровочное оборудование. Учитывается не только каталожный цвет авто, но и фактическое состояние лакокрасочного покрытия.

Такая техника имеется далеко не у всех мастерских, даже крупных. Потому подключается аутсорсинг в виде специализированных контор. Благо, что таковых нынче много, и к их услугам прибегают как сервисы, так и гаражные мастера, перед этим открутив лючок заливной горловины бака.

Однако краску нужно не только подобрать — ее еще нужно нанести. А перед этим правильно подготовить поверхности. Чтобы в краске не запечатлелись пыль, волосы и мухи, работы должны проводиться как минимум в чистом сухом боксе, при наилучшем раскладе — в покрасочной камере. Там же происходит промежуточная просушка и итоговое нанесение лака. Малейшее нарушение технологий в будущем принесет автовладельцу неприятности в виде выгорания или отслоения ЛКП.

Конечно, даже наличие самого крутого оборудования не гарантирует высокого мастерства костоправов и маляров. С другой стороны, серьезные предприятия, в которые вложена уйма денег, не будут долго держать рабочих с руками из неправильного места. Слишком это дорого для репутации.

Еще один плюс крупных сервисов заключается в постоянном обучении персонала. Мастеров отправляют на тренинги и семинары, а дилерские техцентры даже консультируют представители компаний-производителей авто. Кустари таких привилегий лишены.

А вы точно мастер?

Не стоит, тем не менее, превозносить официальные сервисы. Интернет знает немало историй, когда «супер-мастерские» больше калечили, нежели лечили. Тем более, у официалов есть два очевидных и жирных минуса — длительность работ и цены. Первое — потому что клиентов всегда много и очередь растягивается на недели и даже месяцы. Второе — потому что надо окупать оборудование, зарплаты и тренинги.

На небольших СТО тоже встречаются умелые мастера — и молодые, и старой закалки. Как найти таких? Только по принципу сарафанного радио: спрашивать у знакомых, изучать форумы в Сети, поискать отзывы клиентов. Красноречивее всего будет готовая работа мастера. Посмотрите на качество покраски, величину зазоров, отношение к деталям. Желательно, чтобы эта работа была не только что сделана, а прошла обкатку хотя бы в течение нескольких месяцев.

И даже несмотря на все заслуги мастера, не рекомендуется в кустарных мастерских делать крупный ремонт с упоминавшимся выше восстановлением геометрии. Покрасить бамперы, запаять побитый пластик, отрихтовать вмятины, залечить царапины — это пожалуйста. Только гаражным кудесникам всегда нужно напоминать об аккуратности: ради скорости они частенько пренебрегают защитой неремонтируемых элементов, потому могут забрызгать кузов или невзначай покрыть стекла лаком. Оттереть его потом отнюдь не просто.

С кем не стоит связываться, так это с сомнительными гастролерами, кочующими от одной арендной мастерской к другой. Такие господа любят толстые слои шпатлевки и не любят нести какую-либо ответственность за свою, с позволения сказать, работу. Да и к ответу их привлечь вряд ли удастся: места «дислокации» меняются регулярно, SIM-карты из телефонов легко вынимаются и выбрасываются. Так и останетесь с отвалившимся куском кузова и необходимостью заново чинить машину.

В этом смысле у официальных контор есть еще одно несомненное достоинство в виде документального оформления проведенных работ и предоставления гарантии. Сохраняйте чеки и прочие бумаги на гарантийный срок — уважающий себя сервис устранит «косяки» бесплатно.

 

Кстати, еще о гарантиях. Если авто новый и на него распространяется гарантия продавца, кузовной ремонт лучше делать у дилера. В противном случае гарантию можно потерять раньше установленного срока.

Итак, подытожим. Серьезный ремонт предпочтительнее делать на специализированном сервисе с хорошим оборудованием и опытным персоналом. Последствия мелких дорожных неурядиц можно устранить и в небольшой мастерской — главное, не доверять работу первым встречным и обговорить стоимость «на берегу».

Почитать еще
mobile-phone
Скачайте приложение на телефон
Вы получите только ссылку на приложение, никакого спама и рассылок