Назад

На мотоциклах по Камбодже: адреналиновые наркоманы. Часть первая

Елена Никитенко
06 августа 2020
На мотоциклах по Камбодже: адреналиновые наркоманы. Часть первая Фото: Елена Никитенко

В прошлом году группа мотоциклистов из Казахстана и Кыргызстана проехала по дорогам Индии и Непала более 5000 км. В этом году им же покорилась таинственная и удивительная Камбоджа — непроходимые джунгли и скалистые подъёмы, деревни золотоискателей и минные поля, национальные парки и загадочный Ангкор-Ват – вот часть того, что поджидало путешественников на протяжении двух недель.

В мире есть миллион вариантов поездок, но обособленно в этом списке всегда будут стоять путешествия на мотоциклах. Здесь одновременно совпадают и идут вразрез друг с другом сразу несколько факторов: техника, люди, дорога и расстояния.

У вас может быть идеально продуман маршрут, но подведёт техника. Техника – в идеале, но природный катаклизм перекрыл дорогу. Погода и техника не подвели, но кому-то из вашей команды стало плохо, и вся группа ждёт улучшения его состояния. И именно всё это вкупе делает мотопутешествия захватывающими и незабываемыми, а вас – адреналиновым наркоманом «двухколесных» маршрутов.

Почему именно Камбожда? Однозначного ответа нет. Эта страна привлекает необычностью, загадочностью, новизной ощущений, совершенно дикими местами. Мототуристов, вроде наших ребят, не привлекает ровный асфальт и пятизвёздочные отели all inclusive, они хотели сурового бездорожья, полевых условий и непередаваемых эмоций. Всё это они получили, причём сполна.

Пересказывать путь ребят своими словам нет смысла – потеряется сам дух путешественников и приключений. Поэтому я публикую их путевые заметки в надежде, что они вдохновят кого-то на очередные безумные открытия.

День первый. Пномпень

Наш путь в Камбоджу начался 31 января в 01.15 ночи с Алматинского аэропорта. Впереди — 22 часа дороги, 3 самолёта и 4 страны. Первый перелёт Алматы – Ашхабад («Туркменские авиалинии» позволяют неплохо сэкономить), затем Ашхабад – Бангкок, и финальный рейс – Бангкок – Пномпень со сменой аэропорта в Тайланде.

Итак, мы в Пномпене, столице Камбоджи. У этого города сложная судьба, противоречивая и неоднозначная. Город контрастов, вокруг достопримечательностей которого не утихают яростные споры современных политиков и историков.

Проехали по городу на «Тук-Туках» и увидели Королевский дворец, прогулялись по набережной и узнали, что большинство высотных зданий построены за последние 7-10 лет, а сам город сильно трансформируется благодаря бизнес-вливаниям Китая и Малайзии. Одновременно очень ощутимо и колониальное влияние Франции – это и узнаваемая архитектура, и очень вкусная выпечка практически на каждом углу.

Камбоджийская кухня оказалась очень разнообразной и до неприличия вкусной. Много овощей, морепродуктов и курицы в разнообразных соусах, суп и фрукты на десерт ввергли всех нас в крайне благостное настроение, и мы, почувствовав себя «овощными» туристами, чуть не забыли, что уже завтра утром нам надо стартовать в увлекательную неизвестность.

На ночном базаре Пномпеня можно найти местный деликатес балут (или балют). Это варёное утиное яйцо, в котором уже сформировался плод с оперением, хрящами и клювом. Употребляется в пищу во многих странах Юго-Восточной Азии, но мы встретились с ним именно в Камбодже.

Как нам сказали — это блюдо является исключительно мужским, так как считается, что очень хорошо воздействует на потенцию. Вкус балюта напоминает отварную говяжью печень, а употребляют его, предварительно выпив околоплодную жидкость, которая сохранена внутри правильно приготовленного блюда. Сам же балют посыпают смесью чёрного перца и соли и отправляют в рот.

День второй. Пномпень — Национальный парк Кириром

Утром нам привезли мотоциклы и начались сборы в дорогу – крепление багажа и т.д. Уже на этапе подготовки к Cambodia Energy Tour мы поняли, что выбора мотоциклов не будет. Всё просто — компания Fire Jungle, которая организовывает туры по Камбодже, обладает всего лишь одной разновидностью мототехники. У неё на вооружении — надёжные и легендарные Honda XR250R.

Honda XR250R — один из наиболее популярных лёгких эндуро, который сочетает в себе великое множество разнообразных достоинств (именно это и обеспечило ему такую невероятную любовь и популярность среди мотоциклистов по всему миру).

На XR250R охотно катаются все — от новичков, желающих приобщиться к классу внедорожных байков, до опытных любителей эндуро, которые ценят XR250R за феноменальную надёжность и прекрасный баланс всех его характеристик. И это не пустые слова.

В своей кубатуре Honda XR250R, действительно, невероятно хорош. С двигателем и КПП всё предельно понятно – они в полной мере соответствуют тому, что должно ставиться на популярный, массово-народный эндуро. «Надев» на этого «коня» зубастую резину и обслужив его как следует, можно смело отправляться на практически любое бездорожье.

Honda XR250R достаточно лёгкий для того, чтобы вытолкать его из грязи самостоятельно, и достаточно мощный для того, чтобы затащить ездока высоко в горы и не завязнуть в раскисшей глине. Если, конечно, уметь ездить в подобных условиях.

Тормоза здесь просто есть. Один диск с простеньким суппортом на переднем колесе и ещё один на заднем – тут всё максимально просто и достаточно надёжно.

Управляемость Honda XR250R можно описать как вменяемо-хорошую. Мотоцикл ведёт себя отлично в воде и грязи, а также хорошо показывает себя на песке и каменистых участках в гористой местности.

Наконец, мы выезжаем из отеля и, постояв какое-то время в плотном потоке и успев несколько раз вспотеть, принимаем решение уходить «огородами», по маленькой улочке вдоль железной дороги.

И всё прекрасно – мы активно едем, машем руками местным детям, предвкушаем окончание города, но… Вдруг один из мотоциклов «умирает», словно Боливар, который не выдержал двоих. Механики пробуют починить, но быстро решают, что будет проще привезти новый, и мы садимся пить кофе в ближайшем кафе или «нямбай», как говорят камбоджийцы. Полчаса ожидания, и мы вновь в пути.

Просёлочную дорогу сменяет некое подобие технической трассы для грузовиков, но по непонятной причине она покрыта толстым слоем песка с островками травы. Разъезжаясь с грузовиками и обруливая местных мотоциклистов, мы «просаживаем» километров 30 и делаем остановку, чтобы немного прийти в себя.

«От чего?», — спросите вы. И мы без стеснения ответим: «От жары». Если вы никогда не ездили +36 на эндуро, то можете попробовать включить дома кондиционер на максимальный обогрев, газовую плиту и обогреватель, надеть свой любимый пуховик, а под него — тонкий шерстяной свитер и сделать 50 приседаний, 30 отжиманий и 100 прыжков на месте. Каково? Вот примерно такие ощущения были у нас от первых километров нашего путешествия.

Но время не ждёт, и мы едем дальше среди грузовиков, мопедов и всевозможных движущихся приспособлений. Почему эндуро и по асфальту? Потому что именно этот участок дороги никак невозможно миновать. Но нет худа без добра — и километров через 100 мы находим великолепный придорожный ресторанчик, в котором быстро, вкусно и великолепно съедаем по порции Лок Лака.

Лок Лак – это очень вкусное блюдо кхмерской кухни, представляющее собой маринованное и обжаренное мясо говядины, свинины, курицы (бывает и вариант с морепродуктами). Подаётся с соусом из знаменитого пряного зелёного перца из провинции Кампот. По умолчанию гарнируется рисом и салатом из свежих овощей. Секрет вкуса — в рыбном соусе.

После обеда – ещё несколько километров асфальта, и мы сворачиваем на грунтовую дорогу, которая постепенно превращается в горный серпантин и приводит нас к мосту… Точнее, это когда-то был мост, широкий и красивый. Теперь же это — круглые неширокие брёвнышки, уложенные рядами и никак друг с другом не скреплённые.

Мост был взят быстро, но аккуратно, и мы начинаем подниматься всё выше и выше, а дорога становится всё хуже и хуже, интереснее и интереснее. По сути, это колея, набитая в глине и зацементированная тропическими дождями.

Иногда дорога разбивается на песчаные тропинки среди деревьев и просто направления, которые заканчиваются небольшими речушками или неведомым образом не высохшими после сезона дождей болотцами. Около 30 километров невероятного удовольствия, и мы завершаем этот день в абсолютно невероятном месте под названием Moringa Kirirom Resort.

Кириром – первый официальный национальный парк Камбоджи. Он находится на высоте около 700 метров над уровнем моря и на расстоянии 112 километров от Пномпеня. Здесь растёт очень много хвойных растений, что делает парк похожим на русский лес из детских мультфильмов. А особое очарование придают водопады и речки, щедро разбросанные по всей территории.

Говорят, что где-то в этих местах есть дом Короля и он приезжает сюда в сезон дождей, чтобы посидеть у камина и подумать о своём, о королевском. Ну, а мы заканчиваем наш увлекательный день и готовимся к одному из самых сложных участков пути. Завтра нам надо проехать всего 60 километров за весь день, но нас уверяют, что это будут беспощадные 60 километров.

День третий. Национальный парк Кириром – Где-то в джунглях

Это было великолепное утро. Мы неспешно позавтракали и собрались в путь. В соседней деревеньке остановились на заправку и чтобы купить воды — каждый из нас залил по 1.5 литра в гидраторы и на каждый мотоцикл загрузили ещё по 4.5 литра (ах, если бы могли хоть немного заглянуть в будущее…)

Красивая лесная дорога привела нас на кроссовую трассу, где, судя по всему, даже проводились соревнования, потому что на некоторых деревьях видны остатки ленточных ограждений.

Такой момент упускать нельзя, и мы срываемся с места, чтобы отжечь на все деньги. И вот, покорив очередную скалу, мы выезжаем на вершину, с которой открывается вид на весь национальный парк Кириром. Красиво, масштабно и монументально. Делаем остановку, чтобы восстановить силы и собираемся ехать дальше, но…

Именно тут случилась первая неприятность, которую мы никак не ожидали… Один из нас, славный парень по имени Рома, понимает, что у него начинает учащаться пульс и подниматься температура. Вердикт – перегрев. Аспирин, вода, снять всю одежду, лечь на спину и глубоко дышать. 30 минут, и вроде бы можем ехать.

И вот перед нами — джунгли. Это первые мото-джунгли в жизни каждого из нас, и на первый взгляд всё выглядит довольно просто. На деле же всё просто ужасно. Под кронами высоких деревьев, опутанных лианами, в разы влажнее и душнее.

Задыхаясь, мы штурмуем подъёмы, пригибаемся под нависающими над головой корягами, пытаемся не поймать на шею тонкие лианы и не отбить ноги о торчащие пеньки. И вдруг на одном из тяжёлых участков мы понимаем, что Роману становится лишь хуже.

Смена райдеров, опять остановки… И темнота незапланированно настигает нас в джунглях. Наш проводник Степан каким-то чудом находит дорогу при свете фар среди очень плотной растительности.

И вот, спустя 2 часа, мы выезжаем к речушке. И поскольку вся вода на тот момент у нас уже закончилась, а деревня с магазином будет на пути лишь завтра к обеду, мы были несказанно рады даже этой небольшой луже.

Ночёвка на берегу реки в гамаках не совсем входила в наши планы, но деваться было некуда.

День четвёртый. Где-то в джунглях — Затерянная деревня

Утром, перед тем, как двигаться дальше, мы первым делом равномерно разделили воду на всех участников тура. Получилось по 0.6 литра на каждого (это крайне мало для 4-5 часов езды при +33, но что есть, то есть).

Каменистые подъёмы, виляющая во все стороны дорога – всё это позволяет двигаться достаточно быстро. Проблема со здоровьем Романа никак не решается, и его периодически меняет за рулём наш оператор Алексей.

Дорога постепенно превращается в извилистую тропу в джунглях, и на ней есть возможность «открутить ручку», что мы с удовольствием делаем, проскакивая несколько километров на довольно высокой скорости.

Конечно же, падений избежать не удалось: одного закрутило в колее, другой зацепился ногой за ту же самую пресловутую колею, а третий бодро улетел в кусты, подскочив на здоровенном бревне.

Но после скоростного участка мы вдруг вывалились на просёлочную песочную дорогу с такой пылью, что просто нечем дышать. И вот перед нами — затерянная в глубинах Кампучии деревенька под названием Чай Реап. Здесь и заночуем.

День пятый. Затерянная деревня – Деревня Пум Чи Пат

Утром разделяемся на две группы. Одна идёт с болеющим Романом, его мотоциклом и трактором, который всё это везет, до деревни Пум Чи Пат. Вторая — сложным маршрутом через джунгли в горах. Обе группы должны встретиться ближе к закату в одной точке, подъехав к ней с разных сторон реки.

У первой группы день был не сложный, но тягучий: километров 30 по пескам на скорости не более 10 км/ч, потом ещё 30 км по красной грунтовке через поля и деревни и еще 65 — по асфальту.

У второй группы всё было веселее. Грунтовка, живописные места, мост метров шесть в виде доски с двумя корягами по краям… Всё для того, чтобы адреналином едва ли не тошнило. Затем вновь – непролазные джунгли.

Часто дорогу преграждали большие стволы деревьев, поэтому приходилось пробираться в объезд. До этого дня джунгли мелькали красивыми картинками вдоль дороги, а сегодня мы увидели их обратную сторону, и она оказалась крайне суровой.

Прорываться приходилось с боем. Мы ехали почти в соревновательном темпе и постоянно ловили себя на мыслях, что джунгли — очень коварные «ребятки».

Тебя может сдёрнуть с мотоцикла лиана размером в нить, можно улететь в промоину, нарваться ногой на пень, получить по голове веткой и выбыть из «соревнований». Эти мысли заставляли быть максимально сконцентрированными и ехать быстро.

Но в итоге всё закончилось хорошо, и обе группы ночевали в деревне Пум Чи Пат без задних ног.

День шестой. Пум Чи Пат – Кахконг

Утром первым делом мы отправили машину с Романом и частью наших вещей в Кахконг, а механики тем временем пытались привести в порядок мотоциклы – впереди нас ждёт самый сложный этап поездки.

Первые несколько километров пролетели на кураже. Но потом вновь начались джунгли, а мы поняли, что до этого мы ехали по их демо-версии: скользкая глина, слой подгнившей листвы, ветки, лианы, пни и коряги…

И вот перед нами — дорога контрабандистов, краткий путь между деревнями Пум Чи Пат и Пум Триек. Это — узкая просека в кромешных зарослях джунглей, которая периодически превращается то в тропинку, то в глиняные подъёмы со скользкой листвой и спуски с набитой колеёй, пересекает несколько речушек в брод и всё начинается сначала.

В итоге мы всё-таки добрались до микроскопической деревни под названием Пум Триек, которая славится своими традициями «чёрных лесорубов», нелегально рубящих красное дерево. И та тропа, который мы прошли, именно их рук дело.

После небольшого отдыха нас ждёт ещё 80 км грунтовок и ночёвка в городе Кахконг. Без приключений также не обошлось – по дороге мы спасали заглохший Toyota Prius и вкатились в город в районе 10 вечера. Здесь же отправляем домой Романа – его здоровье не позволило ему продолжить путешествие, но он героически обещал сюда вернуться.

День седьмой. Кахконг – О Соанг

Утро в Кахонге – это работающий кондиционер, закрытые жалюзи и душ с настоящим туалетом, маленькие атрибуты утреннего счастья в полном размере. На завтрак рекомендуем сходить в одно из легендарных место – ресторанчик «Толстый Сэм», работающий с 1987 года. Несколько столиков, открытая кухня и шикарный официант – шотландец Джефф лет шестидесяти, который к тому же оказался и прекрасным собеседником. Но пора двигать дальше.

Всё по плану — заправка, магазин, покупка воды, и мы выскакиваем на пригородную бетонную дорогу, которая, петляя вдоль плантаций перца, устремляется в горы. По дороге проезжаем огромную гидроэлектростанцию, которую отстроила какая-то китайская корпорация и теперь продаёт электричество камбоджийцам. После плотины дорога уходит в гору, бетон сменяется красным грунтом, который дарит нам бесконечное удовольствие от езды.

Разделившись на четыре пары, чтобы не глотать пыль друг за другом, мы валим «на все деньги», срывая мотоциклы в занос практически на каждом повороте. Красота, окружающая нас, заставляет петь и издавать невнятные звуки, которые обозначают восхищение всем происходящим.

Горы переходят в равнину, а на дороге становится всё меньше поворотов, что существенно увеличивает нашу скорость. Жаль, что времени до темноты всё меньше, и мы не можем остановиться, чтобы сфотографировать всё, что видим сами, но мы старались хотя бы частично передать через снимки и видео всю эту атмосферу.

Завтрак был давно, а до ужина ещё далеко и очень хочется перекусить. Камбоджа – страна исполняющая желания, и словно из под земли перед нам появляется конструкция, напоминающая нечто среднее между землянкой и скворечником, но это — кафе.

За это время одному из мотоциклов заменили диски сцепления. Собрались в путь, но вдруг один из байков заглох – мотор «закончился». Вопрос решили быстро – мы двинули к месту ночёвки ходом, а механики повезли мот «на верёвке».

Перед О Соангом дорога превращается в сплошную пыль с узкими и глубокими ямами, но мы прорвались и финишировали в деревне. На завтра запланирован день отдыха и тур вокруг большого водохранилища неподалёку…

Продолжение следует…
Текст: Денис Стародубцев, Елена Никитенко
Фото: Алексей Шуклин

Почитать еще
mobile-phone
Скачайте приложение на телефон
Вы получите только ссылку на приложение, никакого спама и рассылок