Назад

Пикап, родстер и маслкар в одном флаконе — Chevrolet SSR

Mycar
12 октября 2020
Пикап, родстер и маслкар в одном флаконе — Chevrolet SSR Фото: Mycar

Пикап, родстер и маслкар в одном флаконе — Chevrolet SSR

Помните конец девяностых? У нас по базарам еще ходили хмурые люди с мотоциклетными цепями, в России начал уставать Ельцин, а в автомобильном мире, к счастью, заканчивалась мода на биодизайн.

Зализанные до безобразия формы сменялись новыми сочетаниями линий и граней, но полностью вытеснить «биологические» округлости уже было невозможно. Примерно тогда же обнаружилась тяга потребителей к различному ретро, и автоконцерны это настроение быстро уловили. Как результат — абсолютно новый Volkswagen Beetle, чуть позже — возрожденный Mini Cooper. Оба, заметьте, с чертами биодизайна, со стилем предков и с совершенно современной начинкой. И оба — настоящие хиты продаж.

По волнам памяти

Настроение, впрочем, уловили не только в Европе. Заокеанские дизайнерские кузницы пыхтели и гремели, выкатив сначала максимально эксцентричный Plymouth Prowler, а затем более приземленный Chrysler PT Cruiser. И если уникальный серийный хот-род остался в истории как коммерчески провальный проект, то PT Cruiser снискал любовь публики и выпускался целое десятилетие. За это время, если вы вдруг забыли, «Нокиа-3310» сменилась «Айфоном». Оценив успехи конкурентов из Chrysler, в игру ввязался крупнейший автопроизводитель США — General Motors.

Итак, идея с компактными хэтчбеками в ретро-стиле уже была использована, вариант с хот-родом — тоже. Тогда дизайнеров осенило: а почему бы не вдохновиться чем-то не совсем легковым? Музой стала линейка моделей Advance-Design, под этим именем в конце 1940 — начале 1950-х годов «Джи-Эм» выпускала пикапы, фургоны и легкие грузовички. Развитые крылья, радиаторные решетки на весь передок, горбато-покатые капоты — все, как в старых фильмах про рэднеков. 

Пикапы по сей день невероятно популярны в Соединенных Штатах, потому в коммерческом плане ставка на этот класс оправдана. Однако сделать утилитарный пикап, пусть и в ретро-стиле — слишком обыденно, подумали в Chevrolet. Потому пикап должен был стать двухместным «купе» в духе легендарного El Camino. Но и этого показалось мало, и кто-то предложил добавить складную крышу. Зачем? Потому что так круче!

Замешанный на столь нетривиальном тесте, концепт-кар Super Sport Roadster дебютировал в 2000 году на автосалоне в Детройте. Публика от этого стиляги пришла в восторг. Широкие и будто отделенные от кузова крылья, круглая оптика, небольшая кабина с аркой складного металлического верха, элегантно пристроенный кузов — не как на обычном пикапе, а как раз в стиле El Camino. «Мордаха» добродушная, но с явной хитрецой. В общем, встреча по одежке прошла успешно.

Серийная версия, названная SSR (все тот же Super Sport Roadster), встала на конвейер в конце 2003-го. От концепта она отличалась незначительно, что тоже еще та редкость.

Сборку наладили на небольшом заводе в Лансинге, Мичиган. Ранее там производили несколько моделей Cadillac, Buick и Pontiac, однако площадка считалась довольно устаревшей и не слишком перспективной. Забегая вперед, судьба завода действительно сложилась печально: в 2006 году его закрыли, в 2009-м — снесли.

Слепили из того, что было

Но тогда, в начале 2004-го, все смотрели на Chevrolet SSR. Его эффектный внешний вид будоражил, чего не сказать о технической начинке. Стесненные в средствах инженеры скребли по сусекам GM.

Наскребли тяжеленную раму от внедорожника Trailblazer, переднюю и заднюю подвески от Camaro и 5,3-литровый двигатель V8. Это чудовище сочно рычало и выдавало 300 лошадиных сил, но в сочетании с дремучим 4-ступенчатым автоматом «супер спортом» здесь не пахло: 7,7 секунды до 97 км/ч. Неплохо для заурядной легковушки, уныло для вычурного ретро-родстера-пикапа с замашками маслкара, за который просили 42 тыс. долларов — как за два Camaro того времени, между прочим.

На справедливое негодование потребителей в концерне отреагировали оперативно, и SSR 2005 модельного года получил мотор знаменитой серии LS. Шестилитровым V8 на 390-400 сил любезно поделился Chevrolet Corvette. Хотя туповатый автомат остался прежним, альтернативой ему стала 6-ступенчатая механическая КПП Tremec, когда-то разработанная для монструозного Dodge Viper. В такой конфигурации SSR делал 60 миль в час за 5,3 секунды, что, согласитесь, уже очень серьезно.

Чем мог удивить SSR в салоне? Да практически ничем: прямая панель из скромного пластика, массивный руль и пара псевдоспортивных сидений, которые зачем-то откидываются для прохода на несуществующий задний ряд. Разве что обращают на себя внимание «подоконники» в цвет кузова да центральная консоль, напоминающая бензобак мотоцикла. Из нее жизнеутверждающе торчит селектор/рычаг, там же россыпь из пяти кнопок — управление стеклоподъемниками, центральным замком, механизмом открывания крыши и отключение системы стабилизации. Никаких мониторов с завода — только простенькая магнитола стандарта 2DIN, зато целых три розетки на 12 вольт.

Поднять или опустить металлический верх — процедура на 30 секунд. Крыша прячется в небольшой отсек за спинами седоков. Благодаря неплохой аэродинамике и ветрозащитному экрану по салону не гуляют смерчи даже после сотни километров в час.

Но кажется мы начали забывать, что SSR – это все же пикап. Кузов больше напоминает багажник универсала: сверху закрыт крышкой, внутри отделан мягким ковролином. Тут вам не «Газель», мешки с цементом не закинешь. Но места на несколько крупных чемоданов точно хватит. Из курьезов — крышку нельзя закрыть, не откидывая задний борт. Чудеса эргономики по-американски.

Конец — это чье-то начало

Увы, у господина рынка сложилось свое мнение насчет уникально модели. Автолюбители восторгались, но голосовать немалыми деньгами за SSR не спешили. Почему? «Кроме высокой цены, SSR получился слишком спорткаром для любителей пикапов, и слишком пикапом — для фанатов спортивных машин», - беспощадно констатирует одно американское издание, и добавить тут нечего. «Впихнуть невпихуемое» не удалось, и в 2006 году производство SSR прекратилось, он разошелся тиражом в 24 с небольшим тыс. экземпляров.

Как это часто бывает, спустя годы пикап-родстер стал объектом вожделения коллекционеров. В Сети можно найти форумы и сайты фанатов модели. Владельцы налюбоваться не могут на свои игрушки, хвастаются тюнингом типа перетяжки панели в кожу и балуются установкой механических нагнетателей. В Казахстан тоже было завезено некоторое количество SSR, но сейчас в продаже их нет. Да что там говорить, на всю Россию всего одно объявление — черный экземпляр с пробегом в 90 тыс. км, 300-сильным двигателем и шокирующим ценником в 3,8 млн рублей (почти 23 млн тенге). На родине, в американских штатах за SSR в хорошем состоянии просят 50-55 тыс. долларов. То есть, с поправкой на инфляцию, «Шеви» по сей день стоит так же, как у дилеров в 2004, 2005 и 2006 годах. Поразительная ликвидность, даже Camry на зависть.

Можно ли считать Chevrolet SSR провалом General Motors? Наверное, да, если мыслить скучными рациональными категориями. С другой стороны, этот пикап с сердцем от Corvette – явление абсолютно уникальное, из разряда «такого больше не сделают». А еще важнее, что модели типа SSR или Prowler «погибли» не зря: они проторили дорогу для маслкаров новой эпохи, подсказав дизайнерам и инженерам правильные рецепты. Пафосно, но справедливо будет сказать, что дело SSR живет в современных Chevrolet Camaro, Dodge Challenger и Ford Mustang.

Почитать еще
mobile-phone
Скачайте приложение на телефон
Вы получите только ссылку на приложение, никакого спама и рассылок