Назад

Выбираем тормозные колодки

Оксана Черноножкина
20 мая 2021
Выбираем тормозные колодки Фото: Оксана Черноножкина

Выбираем тормозные колодки

Пожалуй, объяснять необходимость наличия в автомобиле тормозной системы, надобности нет. А вот напоминание о том, что она нуждается в регулярном обслуживании, лишним не будет. Здесь особое внимание стоит уделить такому неотъемлемому элементу этого узла, отвечающего за вашу безопасность, как тормозные колодки. К их выбору стоит подходить особенно тщательно, так как подсказки в виде рекомендаций производителя в паспорте автомобиля вы найдете не всегда.

Существует два типа колодок: дисковые и барабанные. Отличаются они лишь по форме и принципу действия. Барабанные в последнее время встречаются все реже, да и то в основном на задней оси. Дисковые гораздо эффективнее и производители, естественно, все больше отдают предпочтение именно им. Изготавливают оба вида колодок из фрикционных композитных материалов, в состав которых входят порошковые термореактивные смолы, синтетический каучук, органические и минеральные волокна, наполнители, лубриканты, модификаторы…

Назвать определенный список компонентов, входящих во фрикционный состав тормозных колодок весьма сложно -  у каждого производителя он свой, оригинальный и его рецептуру стараются держать в секрете. Но одно можно сказать точно: существует порядка 300 компонентов, которые в принципе могут быть использованы при изготовлении тормозных колодок. Впрочем, наиболее широкое применение нашли лишь около 150 из них. Для конкретной же фрикционной смеси, которая, как правило, изготавливается в зависимости от того, на каком автомобиле намерены использовать данные колодки, отбирают не более 25-30 составляющих.

Органика или керамика?

Следующий момент. В зависимости от составляющих компонентов тормозные колодки делятся на 4 вида: органические, низкометаллические, полуметаллические и керамические. 

В органических колодках содержание металла не более 15%. Остальные составляющие – стекло, кевлар, углерод, резина, различные смолы и, конечно же, растительные волокна. 

В низкометаллических основная составляющая также органические материалы, но состав стали или меди уже приближается к 30%. Полуметаллические уже включают до 65% металла – как черного, так и цветного, перемешанного с графитом и неорганическими наполнителями. И наконец, в керамических основная составляющая – это керамические волокна. Также в их состав могут входить цветные металлы или синтетический каучук.

Сказать однозначно, какие из них лучше – сложно. Все зависит от вашего автомобиля, вашей манеры езды и среды использования автомобиля.Например, органические колодки довольно мягкие, быстро изнашиваются. Но зато они отличаются тихой работой и быстрой хваткой начального торможения. Если вы используете свой автомобиль исключительно как средство передвижения по маршруту «дом-работа-дом», то органики вам вполне хватит.

Полуметаллические в свою очередь гораздо тверже, отлично отводят тепло, но при этом шумнее. Плюс их работа при низкой температуре не отличается оптимальностью. Тем не менее именно они считаются идеальным компромиссом надежности и качества. А если ваш автомобиль периодически испытывает нешуточные нагрузки (вы, к примеру, возите грузы или любите путешествовать по труднодоступным местам) – выбор в их пользу однозначен.

Керамические – лучший выбор при агрессивной городской эксплуатации. Или если вы периодически гоняете на треке. Они долго служат и отличаются стабильностью. Но они и самые дорогие.

Кстати большая часть автопроизводителей преимущественно бюджетных автомобилей комплектуют свою продукцию на заводе органическими колодками.

Цена

В этом параметре колодки также подразделяются на несколько видов: «оригинальные», «запасные», «экспортные» и «неизвестного происхождения».

«Оригинальные» – это те колодки, которые полностью соответствуют требованиям автопроизводителей и могут, как использоваться при комплектации автомобилей на конвейере, так и поставляться на рынок автозапчастей.

Ко второй категории относятся колодки качества запасных частей. Это означает, что, не смотря на строгое соблюдение всех правил сертификации, производитель может малость отступить от документации автопроизводителя, позволив себе некоторые конструкторские либо технологические изменения.

«Экспортные» колодки производятся непосредственно для определенной страны. При их изготовлении учитываются требования в области экологии, безопасности и т.д., принятые в стране-импортере.

Последняя же категория наверняка в представлении не нуждается, итак понятно, что речь идет о подделках. Кстати, отличить таковые в последнее время стало гораздо труднее, если вообще возможно, чем раньше. Специалисты сетуют, что качество подделок значительно улучшилось, причем не только чисто визуально - поднялось и само качество этой продукции. И все же всегда есть «шанс» нарваться на такую подделку, которая не успев нагреться до 300 градусов (а колодкам порой приходится выдерживать температуру в два, а то три раза выше) рассыплется в прах.

Что делать? Покупать колодки только там, где вы можете доверять продавцу.

Но самое главное – никогда не экономьте на тормозных колодках. Дешевые колодки сомнительного бренда могут стать вашей последней покупкой в жизни.

Цвет не имеет значения

Некоторые производители любят экспериментировать с цветом. Так, вы можете встретить тормозные колодки как серого, так и черного, зеленого и синего цветов, и даже в крапинку. Но это по большому счету ни о чем не говорит. Некоторые производители таким образом как бы подразделяют свою продукцию для того или иного сегмента автомобилей, например, для такси такие-то, для грузовиков другие и т.д. Но у большинства это все же просто, так сказать, дизайнерский изыск, который ни коем образом не говорит о качестве предлагаемого вам товара. 

Также встречаются колодки с шумопоглащающими нашлепками либо амортизирующими накладками, а есть и такие, в состав которых входят компоненты бронзы или керамики. Последние, кстати, на порядок лучше обычных по эксплуатационным характеристикам.

Доверяй, но проверяй

Итак, вы определились органику вы берете, керамику или неметаллические. Нашли бренд, заслуживающий вашего внимания. Следующий шаг – все тщательно проверить, начиная с упаковки. И не стесняйтесь.

Сама упаковка должна быть из качественного плотного картона, чтобы не мяться при транспортировке. На ней должны быть указаны сертификаты соответствия, оригинальный и кросс-номер детали, данные о производителе, страна производства, QR-код (сейчас он практически везде) и прочие системы проверки подлинности – например, голограмма. Если стоит значок OE, то есть Original Equipment, то бренд купленной вами запчасти является поставщиком данного типа деталей на конвейер производителей.

В коробке помимо самих колодок должны быть фиксирующие скобы, новые болты, инструкция и гарантийный талон. К оригинальным колодкам часто прилагается и датчик износа, если таковой есть в машине.

Осматривая сами колодки обратите внимание на структуру накладки: не должно присутствовать никаких видимых сколов, раковин или повреждений. Ни с одной стороны не должно быть подтеков, облоя или заусенцев. На тыльной металлической стороне детали должны быть продублированы все необходимые для идентификации номера и логотипы производителя. Некоторые фирмы даже выдавливают свои логотипы – это сложнее подделать и смотрится солидно.

Также при покупке колодок не забывайте обращать внимание на маркировку, указывающую рабочую температуру и коэффициент трения колодок. Понятное дело, что чем выше температура, тем лучше. Однако если у вас не гоночный автомобиль, то 300 – 350 °C вам вполне хватит.

Советы

  1. Первое, что интересует каждого автовладельца при покупке тормозных колодок, сколько они проходят? Ответить на него однозначно невозможно. И тому есть несколько факторов. Первый: марка и модель вашего автомобиля. Например, на некоторых моделях Toyota тормозные колодки меняют раз в 50-60 тысяч км, а на отдельных модификациях марки Fiat это приходится делать каждые 10-12 тысяч км. Средний же арифметический показатель здесь - каждые 20 000 км пробега. Фактор №2: ваш стиль вождения. Если вы относитесь к категории «спокойных» водителей, которые избегают высоких скоростей и резких торможений, то купленные вами колодки прослужат вам дольше, нежели бы вы были поклонником активной манеры вождения. Выводы делайте сами.
  2. Менять колодки нужно строго комплектно. То есть если на одной оси ваши автомобиля стоит четыре колодки, значит нужно менять все четыре сразу, а не только те две, которые имеют больший износ. В противном случае из-за разности фрикционных свойств в старых и новых колодках автомобиль при торможении будет уводить в сторону. Кстати, такой неравномерный износ колодок говорит о том, что подклинивает один из поршней суппорта. В данном случае новый комплект колодок не станет панацеей, они будут также неравномерно изнашиваться. А вот неполадку стоит устранить, потому как если поршень заклинит совсем, при малейшем намеке на торможение колеса автомобиля начнут «пританцовывать», особенно на мокрой дороге.
  3. Отдавайте предпочтение оригинальной продукции проверенных брендов. Самые авторитетные из них: Ferodo, Brembo, Textar, Bosch, ATE, Lucas, TRW, Remsa, Jurid, PAGID. У каждого из этих брендов есть свои преимущества и своя потребительская ниша. Например, Ferodo и Brembo больше известны в кругах гонщиков и поклонников спорткаров. Lucas и TRW имеют большой ассортимент для автомобилей, которые эксплуатируются в обычном гражданском режиме. Pagid больше подойдет автомобилям премиум-класса. А продукцию Bosch можно найти и для японских автомобилей, и для европейских. 

Оксана Черноножкина

Почитать еще
mobile-phone
Скачайте приложение на телефон
Вы получите только ссылку на приложение, никакого спама и рассылок