Назад

Плато Асы и обсерватория: планы на выходные

Елена Никитенко
19 марта 2021
Плато Асы и обсерватория: планы на выходные Фото: Елена Никитенко

Бесконечные локдауны и карантины научили нас ценить ту природу, что есть вокруг нас. Сейчас нас вновь могут закрыть на жесткий локдаун, поэтому побег из города, пусть и небольшой, просто необходим. Итак, едем на плато Асы.
Любое, даже самое маленькое путешествие начинается с АЗС: закупаться на заправке для меня - особая история, с флером трасс и духом путешествий, некий ритуал, после которого появляется желание ехать вперед и вперед. 


НИКОГДА НЕ СДАВАЙСЯ!
Это вывод из нашей трипа на плато Асы. До Тургеньских водопадов под колесами – асфальт. Дальше – грунт. И один участок в самом начале грунтового подъема едва не закончил наше путешествие на самом интересном месте. 
Если кратко: Eclipce Cross поднялся, чему есть фотопрув. Если чуть подробнее, то читайте дальше.
 
Камни + промоины = не проехать. Впереди меня ползет Delica, но она, все-таки, Delica – автомобиль, предназначенный для покорения бездорожья. За мной - Infiniti FX35, который с большим трудом и далеко не с первого раза прошёл первый сложный подъем, где Eclipce почти не задумался. Поэтому думать особо некогда, надо ехать.

Вариатор в ручной режим. Первая передача, чтобы в натяжечку, на ровном газе пройти сложный участок. Полный привод в режим "Гравий" на всякий случай...
Первый заход - треть участка, букс.
Второй заход (чуть изменила траекторию) - чуть больше, "диагоналочка", букс.
Третий заход - примерно то же самое.


"Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса", - как я ругалась на треклятый вариатор, который отчаянно душит мотор и не дает ему "развернуться", представителям Mitsubishi лучше знать (а ещё очень боялась перегреть коробку и привод - они это быстро умеют, знаем).
 

Сдаться и домой? Не мой подход. Четвёртый заход - иная траектория, ровный газ и... Eclipce Cross, пару раз буксанув, выезжает из "засады"! К слову, ни раз не зацепив ни порогами, ни днищем, ни бамперами - просвета хватило. И через полчаса мы уже наслаждались видами обсерватории и плато Асы. 

ПЛАТО АСЫ 
Плато Асы – удивительное место. Горы словно раздвигаются, чтобы дать место большому жайляу. Живописные картины здесь буквально на каждом шагу. Летом все купается в зелени травы и синеве небес, которые лежат на белых пиках высоких гор. Зимой сюда приедет (или придет) только самый отчаянный. Снега в этих места по колено (и это буквально), и морозы стоят лютые. На этих высотах сильный ветер – не редкость, а заблудиться в метель в горах – дело 5 минут. 

Если не тормозить на обсерватории, а ехать дальше, вглубь жайляу, то можно наткнуться на бесконечные стада и увидеть вдали, у подножья гор, россыпи белых юрт… Здесь нет мобильной связи и интернета, зато есть чистейший воздух, первозданная природа и яркие краски гор.  

ОБСЕРВАТОРИЯ АСЫ - ТУРГЕНЬ
Как мы уже писали кратко в материале «ТОП-7 локаций выходного дня», Обсерватория Асы-Тургень — астрономическая обсерватория, которая стоит на высокогорном плато Асы в Заилийском Алатау на высоте 2750 м над уровнем моря, в 75 км к востоку от Алматы.

Строить обсерваторию начали по инициативе Астрофизического института АН Казахской ССР в 1975 году, а место для нее выбирал известный астрофизик Константин Саламахин.
Именно он решил, что плато Асы имеет идеальный астроклимат для планетной астрономии: высокая прозрачность воздуха, отсутствие светового «шума» и малая турбулентность. Все это позволяет ученым заглянуть в самую суть космоса и вселенной.

Работать обсерватория начала уже в 1981 году – все наблюдения велись при помощи метрового телескопа «Цейс», при помощи которого изучали фундаметальные основы космоса, делали спектроскопический анализ планетарных туманностей и процессов, происходящих внутри звёзд. А в конце 80-х годов прошлого столетия здесь планировали установить и более мощный аппарат - 1,5 -метровый рефлектор АЗТ-20. К моменту распада СССР были установлены купол и само здание обсерватории, но вот на рефлектор уже не хватило ни финансов, ни инициативы. 

Однако обсерваторию не забросили. В 1991 году были запущены еще две башни телескопов и гостиничный блок… И на долгое время прогресс там остановился. И лишь в 2014 году удалось добиться возобновления строительства 1,5-метрового телескопа, правда уже силами не государства, а Астрофизического института им. В. Г. Фесенкова (АФИФ). 

И вот, в конце 2015 года в обсерватории Асы наконец установили главное зеркало и настроили систему наведения телескопа АЗТ-20. И уже в 2016 году мощный телескоп, оснащенный ультрафиолетовой камерой Apogee UV42, которая буквально создана для работы в условиях горных обсерваторий, начал свою работу. Он легко может заглянуть в космос на расстояние в 13 млрд световых лет – только вдумайтесь в эти цифры!

Есть в обсерватории и еще один телескоп с диаметром зеркала всего полметра. На нем – важная задача по наблюдению за космическим мусором, который может повредить или сбить с орбиты казахстанские спутники KazSat-2 и KazSat-3. 
И даже это не все. Буквально в 2019 году Астрофизический институт предложил Министерству обороны проект, который мог бы не только восстановить гостиничный комплекс в обсерватории, но установить еще один мощнейший телескоп диаметром 3,6 метра. Но пока все остается, как было. 

Обсерватория смотрит на мир пустыми глазницами окон полуразрушенной гостиницы. Рядышком с ней «привалились» небольшие постройки – сарайчики, летние кухни, домики… Там живет персонал, обслуживающий комплекс. Туристам на территорию обсерватории вход строго запрещен, поэтому нам остается лишь смотреть на величественные купола через колючую проволоку, которой огорожена территория, и заставлять воображение работать на максимум, чтобы представить, какие картины глубокого космоса наблюдают ученые в телескопы…

Текст и фото: Елена Никитенко  

Почитать еще
mobile-phone
Скачайте приложение на телефон
Вы получите только ссылку на приложение, никакого спама и рассылок