Назад

Словения: 48 часов на знакомство

Елена Никитенко
06 августа 2020
Словения: 48 часов на знакомство Фото: Елена Никитенко

Не нужно недооценивать страны. Этой простой истине меня научили многочисленные путешествия – короткие и длинные. Бывает, едешь в страну с огромными ожиданиями, а на деле – пустота.

А бывает и наоборот – едешь с чувством лёгкого разочарования и даже иронии, а возвращаешься в удивительном состоянии полного восторга. Именно такая история произошла у меня со Словенией, даже несмотря на то, что в запасе у меня было всего лишь двое суток…

Итак, мы прибыли в Любляну, столицу небольшой (по нашим меркам) Словении. Правда, аэропорт Любляны находится вне города, так что его мы и не увидели. Нас уже ждали, выстроившись в ряд на крытом паркинге, кроссоверы от Jaguar – именно из-за них мы здесь.

Ничего нового Jaguar в Словению не привёз – в нашем распоряжении вся линейка PACE: F, E и I. Лишний повод ещё раз освежить свою память и мнение об автомобилях, а также поближе познакомиться с «электричкой» уже в режиме реального времени и путешествия.

С чего же начать знакомство со Словенией? Конечно же, с одной из главных достопримечательностей, известных на весь мир, — Постойной Ямы, которая находится в 55 км от Любляны. Не смейтесь и не смущайтесь, «яма» в переводе со словенского не что иное как «пещера». Так что я зову в самую большую среди открытых для посещения пещер Европы.

Эту пещеру создали время и воды небольшой речки под названием Пивка. Именно её журчание будет периодически слышно в Постойной Яме во время экскурсий, и именно она будет протекать под удивительным мостом (но о нём – чуть позже).

Постойна Яма – это фантастический результат многотысячелетней работы сил природы. Сеть её ходов и каменных лабиринтов, которые уже изучены учёными, рассыпана на 25 километров (но туристов пускают далеко не везде). Вглубь пещеры туристов легко несёт небольшой поезд, который ходит каждые 30 минут (сама же экскурсия длится около полутора часов).

Раньше, до 1878 года, вниз спускались только пешком и только очень смелые люди – свечное освещение не давало достаточно света, а в темноте мерещилось всякое… Правда, тогда и смотреть особо было нечего – в 1818 году открыли лишь 300 метров пещерных ходов и тоннелей. Сейчас же эта цифра перевалила за 5 километров.

ВАЖНО: готовясь к посещению Постойной Ямы, берите в расчёт климат внутри пещеры. Температура внизу редко поднимается выше +10°С (а чаще всего «висит» в районе +5) и очень высокая влажность.

Лучше взять с собой куртки, ветровки и, конечно же, максимально комфортную трекинговую обувь – скользкие полы пещеры не подразумевают каблуков или шлёпок. Кстати, если вы всё же не позаботились о тёплой одежде, можно взять в аренду специальное пальто за 4 евро. Сама же экскурсия стоит 26 евро для взрослых.

Поезд размеренно уносит туристов от солнечного света в глубину пещеры. И сразу же его обступают диковинные подземные образования, похожие то на лоскуты какой-то материи, то на застывший на ветру шёлк, то ещё на что-то, чему разум не успевает придумать определение…

Конечная (и единственная) станция – Старая пещера. Дальше путь исключительно пешком. Спуски, подъёмы, тоннели, гроты, провалы и огромные залы – это целый древний дворец, только нерукотворный.

Старую пещеру открыли еще в 1818 году, её нашёл Лука Чеч, живший неподалеку. Его находка вызвала много шума и интереса со стороны учёных – началось полномасштабное изучение Постойной Ямы и открытие новых залов, ходов и лабиринтов.

Экскурсия ведёт нас через множество больших и малых залов – Красный, Белый, Спагетти, где с потолка свисают тонюсенькие сталагмиты, и правда напоминающие лапшу… Всех названий и не упомнить, а на восхищения уже не хватает слов и даже нечленораздельных звуков.

Но самый запоминающийся из них – зал Конференций. Его почти идеальные округлые формы создали удивительную акустику, и в канун Рождества здесь происходит настоящее чудо: посередине зала возвышается огромная ель, разворачивается целое представление по библейским сюжетам, а аккомпанирует всему этому настоящий оркестр и волшебная подсветка. Мы могли только вообразить себе всё величие и торжественность таких концертов.

Заканчивается экскурсия по Постойной Яме у «Ромео и Джульетты» (так прозвали их работники). Это огромные сталактит и сталагмит, один из которых – из удивительного белого известняка со сверкающими в электрическом свете вкраплениями. На самом деле всё очень просто и банально – вода, которая стекает со стен, богата кальцитом. Отсюда и блеск. Но ведь как хочется верить в какую-нибудь красивую сказку…

ИНТЕРЕСНО: Здесь, в глубинах Постойной Ямы, почти нет живых организмов. Но каково же было удивление учёных, когда они нашли здесь… протея.

Это существо слегка напоминает ящерицу длиной всего 30 см, но оно – слепо и бесцветно. Это единственное в Европе земноводное, которое обитает исключительно под землёй. Причём прожить он в этих идеальных условиях может около 100 лет, за что местные прозвали его «Человеческой рыбкой».

Увидеть это редкое существо, а также прочих немногочисленных обитателей пещер можно в виварии, однако билет туда нужно приобретать заранее.

Мост Солкан

Второй живописной точкой нашего тура по Словении стал каменный железнодорожный мост Солкан. Чтобы его увидеть, нам пришлось сделать небольшой крюк, но он никак не повлиял на общий километраж маршрута.

Из волшебных глубин Постойной Ямы отправьтесь в легендарный мир рыцарей. Предъямский замок – второе обязательное к посещению место парка – представляет собой настоящее чудо Средневековья, возвышающееся на вершине скалы вот уже 800 лет. Уникальное расположение обеспечило ему место среди десяти самых удивительных замков мира.

Этот отрезок пути мы ехали на электрическом Jaguar I-Pace – было очень интересно не только поведение кроссовера (о нём за несколько предыдущих тестов уже сложилось определённое и очень приятное представление), но и момент расхода заряда батареи в режиме «автопутешествие».

Напомню, что по техническим данным производителя его должно хватать более, чем на 400 км, по факту – в районе 300-350 км. Но у нас впереди не простой автобан, а горные серпантины, подъёмы и спуски, где хочется прохватить, а рекуперировать особо некогда… Пока же мы на I-Pace несколько раз пересекли незримую границу с Италией, заметную только по роумингу в телефонах, и приближались к мосту Солкан.

Ущелье, по дну которого катит свои лазурные воды река Соча, скрыто между невысоких гор. А сам мост не увидишь, пока не оставишь машину на парковке (которая, кстати, оборудована туалетами) и пройдёшься пешком до точки обзора.

Высокий 220-метровый каменный мост, напоминающий средневековые акведуки, завораживает. Он построен чётко на границе Словении и Италии и формально принадлежит двум странам, однако как достопримечательность его больше чтят именно в Словении.

Ему, кстати, принадлежит высокое звание самого длинного каменного железнодорожного моста в мире. Но и это не всё. Главная опорная арка Солкана высотой 85 метров долгое время считалась самой большой в мире и лишь в 1961 году уступила это звание китайскому Longmen Bridge в Лояне.

Мост Солкан расположен в районе города Нова Горица в западной Словении в провинции Брда. Длина моста составляет 220 метров, и он является самым длинным каменным железнодорожным мостом на планете.

Построен мост Солкан был в далёком 1900 году, авторами проекта выступили инженер Орли и архитектор Джосснер. Уже через 6 лет мост был сдан в эксплуатацию, а у жителей двух стран, Италии и Словении, появилась ещё одна возможность ездить друг к другу в гости.

Однако простоял в первозданном виде Солкан всего десятилетие – Первая мировая война оказалась безжалостной к шедеврам архитектуры: в 1916-м мост был практически полностью уничтожен отступавшими австрийскими войсками. Прошло ещё одно десятилетие и… мост восстановили, внеся несколько существенных изменений в конструкцию для придания строению прочности и лёгкости.

Сейчас мост Солкан в списке памятников архитектуры и истории, он стал национальным достоянием Словении. Мы смотрели на мост, удивляясь его красоте, но ещё большая красота раскрывается с самого моста – захватывающая панорама горного ущелья, вид на черепичные крыши города Нова Горица, что раскинулся «у подножья» Солкана и на величественную Сочу. Ради этого стоит купить билет на поезд и прокатиться в Италию…

Озеро Блед

Поменяв I-Pace на E-Pace, мы держим путь через известный перевал Вршич к не менее известному озеру Блед. Высшая точка перевала — 1611 м, а ведёт к ней узкий горный серпантин из 49 виражей. Сегодня за Вршичем прочно закреплён статус самого высокого горного перевала в восточных Юлийских Альпах.

История создания этого перевала трагична. Когда-то, во времена Первой мировой, его проложили русские военнопленные, чьи безымянные могилы до сих пор можно найти на вершине Вршича. Сейчас перевал полностью заасфальтирован, но кое-где на спусках сохранились участки той брусчатки, которой выкладывали дорогу военнопленные.

Но о них – помнят. В 1916 году их же товарищи построили здесь, на перевале, скромную деревянную часовню Святого Владимира. В 1936-1937 годах уже словенский архитектор Йосип Славец создал монумент, который объединял в себе часовню и солдатские могилы. Есть здесь и памятник с надписью на русском языке: «Сынам России». Вот такая печальная история у этой безумно красивой дороги.

В Словении на наш выбор была предоставлена вся линейка кроссоверов PACE от Jaguar: мощный и большой первопроходец F-PACE, компактный и стильный E-PACE и совершенный электрический I-PACE. За два дня мы сменили все три кроссовера, которые отлично вписались в общую яркую картинку Словении.

Опасения вызывало путешествие на I-PACE, но зря. Во-первых, мы умело дробили маршрут по километражу так, чтобы не испытывать тревожного чувства «горящей лампочки». Во-вторых, зарядных станций для электромобилей в Словении предостаточно, поэтому даже в случае полной остановки мы легко нашли бы решение.

Идти по Вршичу – одно удовольствие… если ты на нём один и можно поддать газку. Но – нет. Здесь слишком много пеших туристов, велосипедистов, домов на колёсах и внедорожников с прицепами, везущих лодки для сплава вниз по горной речке. Все они категорически отказываются двигаться быстро, и наш E-Pace с завидной регулярностью упирается то в одного, то в другого.

Но и в таком передвижении есть плюсы – мы успеваем вертеть головой по сторонам и любоваться красотами Альп. Летом снега здесь, конечно же, нет, но температура с каждым поворотом серпантина падает и падает – на вершине перевала ощутимо прохладно даже в июле.

И именно здесь, на Вршиче, мы пожалели, что поменяли автомобиль. Нет, E-Pace, конечно же, едет и едет хорошо, но как же не хватает здесь того моментального старта и той динамики, что даёт электрический кроссовер…

Долго ли, коротко ли, мы прибыли в финальную точку нашего путешествия по Словении – озеро Блед. От Любляны до него «по прямой» — полтора часа езды, но мы же путешествуем, поэтому наш маршрут был несколько дольше, но куда занимательнее. Поэтому, если у вас есть автомобиль и вы располагаете временем – не поленитесь пройти через перевал Вршич и увидеть красоты Словении и даже немного Италии.

Итак, озеро Блед. Оно раскинуло свои спокойные зеркальные воды на высоте 500 метров над уровнем моря в тихой «чаше» между гор. Чистый альпийский воздух, первозданная природа (особенно если уйти подальше в горы), термальные источники – это туристическая Мекка Словении.

ИНТЕРЕСНО: площадь озера Блед – 144 гектара, глубина – 31 метр. Местных жителей в окрестностях – всего 5000 человек, а туристов – в разы больше. Причём даже зимой, потому что всего в 55 км от озера – горнолыжный курорт Краньска Гора.

Венчает берега озера Блед красивый одноимённый замок, возведенный в далеком XI веке. Замок Блед служил своим обитателям и домом, и хорошо укреплённой цитаделью – времена тогда были неспокойные: набеги, междоусобные войны…

Поэтому здесь есть всё: и ров с водой по периметру, и подъёмный мост, делающий замок неприступным, мощные стены с бойницами. Внутри всего этого торжества военно-оборонительного искусства – большой и светлый двор с умопомрачительными видами на озеро и горы, жилые помещения и небольшая готическая часовня.

Стоимость прогулки по внутренним дворикам замка составит порядка 8€.

Летом в замке частенько проходят всевозможные фестивали, посвящённые Средневековью, словно здесь всё живет прошлым. Нам даже посчастливилось попасть на одно из таких костюмированных представлений «из жизни Двора». Здесь было всё – бои на мечах, свадьбы, крестины, балы — красочно, интересно и даже порой смешно.

«Человек с двуручным мечом в полосатых «дьявольских» штанах, замахиваясь, шагнул навстречу неприятному гостю. Шагнув ещё раз, он ударил быстро, сильно и точно – как учили. Эдмон не увернулся и меч для защиты не опустил – просто повёл руками вправо – и вот, уведённый в сторону меч уже рубит пустое пространство, а его владелец через мгновение падает с рассеченным черепом. Первый.

***
Откуда-то слева налетает второй, рубит чужака в незащищённую спину. Руки перекрещиваются, острие меча летит вниз, заслоняя левый бок владельца от оружия. Крик. Кричит нападавший – ступня рассечена, значит, длины меча всё же хватило. Крик обрывается – шаг назад, руки расплетаются, и холодная сталь рубит мягкую плоть. Это второй.

***
Ещё один бросается вперёд, уже справа. Этот с двуручником только что зарубил Ганса, остриё его меча далеко слева, он не успеет. Острие и правда не успеет, потому что тяжёлое навершие рыцарского меча проломит череп значительно быстрей. Третий.

***
Четвёртый просто сунулся вперёд и глупо попал под простую отмашку. Удар пришёлся в бок, и умирал он долго. Эдмон толкнул его ногой, чтобы помешать остальным его товарищам, которые, грозно ругаясь, рвались уже с разных сторон.

***
А смерть, променявшая вдруг косу на меч, собирала свою жатву. Тяжёлый, но слишком короткий боевой нож- «мессер» выпал из рук владельца после первого же удара, пригвоздившего его к земле. Смерть снова занесла обе руки, сжимающие рукоять и обрушила меч вновь. Милосердно, как и положено».

(с) Елена Никитенко и Олег Шур, «Предатель».

ВАЖНО: берега озера Блед пестрят отелями, гостевыми домами, кафе и ресторанами с видом на озеро. Бронировать места лучше заранее, так как место действительно популярное. Цены на проживание варьируются от 25-50 евро за ночь (хостелы) до 60-80 евро (отели 1–2*), 100-150 евро (отели 3*) и 150-350 евро (отели 4-5*). Само собой, в пик сезона цены могут быть гораздо выше.

Вот такой мы увидели Словению за два дня – яркой, немного сказочной, очень красивой и гостеприимной. Конечно же, такой формат путешествия скорее можно назвать «галопом по Европам», и очень хочется вернуться в Словению вдумчиво и спокойно. Оставить машину где-нибудь внизу на перевале Вршич, подняться на него и почтить память тех, кто создал эту удивительную дорогу.

А после провести пару-тройку дней в районе озера Блед. Только сходить не в замок на банальную экскурсию, а прокатиться по окрестностям, по малым деревенькам, то здесь, то там притаившихся у подножия гор, забыть о времени и просто выдохнуть…

Текст и фото: Елена Никитенко
Снято на Huawei P30 Pro

Почитать еще
mobile-phone
Скачайте приложение на телефон
Вы получите только ссылку на приложение, никакого спама и рассылок