Назад

Что это за железяка? Справочник тюнинга для бездорожья

Николай Иващенко
21 октября 2020
Что это за железяка? Справочник тюнинга для бездорожья Фото: Николай Иващенко

Что это за железяка? Справочник тюнинга для бездорожья

Наверняка все видели брутальные внедорожники, увешанные крутыми и непонятными для большинства штуковинами. Для чего все это нужно? Разберемся по порядку.

Стоять уверенно

С чего начинается проходимость? С рамы, мостов и понижающей передачи? Опытные джиперы на такое заявление лишь ухмыльнутся: проходимость начинается с покрышек. Шины для внедорожников бывают нескольких видов, каждый из них имеет соответствующую маркировку:

  • AT (all terrain — «все поверхности») — наиболее распространенный тип резины, умеренно «зубастый» и одновременно подходящий для езды по асфальту. На таких покрышках можно ездить по городу, выбираться на легкое бездорожье, но в серьезной грязи они не помогут. Идеальная среда обитания — укатанные грунтовые дороги;
  • HT (half terrain, highway terrain - «шоссейные») - по сути, сугубо асфальтовая резина, бездорожье ей противопоказано, однако по грунтовкам ездить дозволяется;
  • HP (high performance - «высокая производительность») - вообще ни разу не про бездорожье, зато отлично подходит для скоростной езды на мощном внедорожнике типа «Гелика» или Grand Cherokee SRT;
  • MT (mud terrain - «грязевая поверхность») - самые внедорожные покрышки с агрессивным рисунком протектора. Своими мощными грунтозацепами они выгрызают у природы право на проезд. На асфальте шумят и плохо тормозят, но в грязи равным им нет.

Зачастую с покупки MT-резины и начинается тюнинг внедорожников. Однако многие автолюбители грешат тем, что ездят на таких покрышках круглый год. Это не слишком правильно, и лучше на зиму переобувать своего «проходимца» в соответствующие шины, равно как и любую другую машину.

Кстати, вместе с нестандартными широкими колесами внедорожники часто получают пластиковые либо резиновые расширители арок — фендеры. Так красивее. Ну и грязь меньше летит на кузов.

Парить над землей

Увы, стандартный клиренс ограничивает и возможность установки больших колес, и геометрическую проходимость в целом. Но разве это препятствие для настоящих фанатов экспедиций и грязевых ванн? Для устранения досадных «просчетов» внедорожник начинают лифтовать.

У лифта два вида. Первый — бодилифт, поднятие кузова над рамой. Эффект достигается за счет установки специальных проставок между упомянутыми частями авто. Таким нехитрым путем повышается дорожный просвет, а в арках появляется место для крупных покрышек.

Второй тип лифта касается подвески. Самый простой вариант — проставки в чашках пружин. Более дорогой и сложный — полная перестройка подвески, когда меняются амортизаторы, пружины, сайлентблоки, даже рычаги. Известные производители оффроудных аксессуаров предлагают для многих моделей полные наборы апгрейда подвески. Они встают на машину, что называется, «болт-он». И это сертифицированные и прошедшие заводские испытания компоненты, однако и цены на них кусаются. Потому владельцы внедорожников нередко занимаются экспериментами и подбирают детали от разных компаний, а то и от других моделей.

Быть защищенным

Образ настоящего внедорожника, а не какого-то там паркетного выскочки, венчают силовые бамперы. Они как трехдневная щетина на лице Джеймса Бонда — добавляют суровости и харизмы. Смысл сваренных из стали или алюминия бамперов, впрочем, не столько в создании имиджа, сколько в защите кузова машины. Посудите сами, долго ли проживет пластиковая «побрякушка», если ее постоянно и методично прикладывать об грунт, камни или лед? Бьемся об заклад, первая такая поездка станет последней.

Есть другой вариант, без демонтажа «родных» бамперов — защитные дуги, прозванные «кенгуринами». Они крепятся к раме либо лонжеронам кузова и обеспечивают фарам, радиатору и капоту прикрытие от разных неприятностей. При обычной эксплуатации кенгурин защитит нос машины от повреждений в мелком ДТП, но вот если им как следует ударить чью-нибудь корму — царапинами та сторона не отделается. Кстати, некоторые умельцы сами изготавливают подобные дуги, а потом получают штрафы за незаконное переоборудование.

Из той же защитной оперы и металлические листы под двигателями, коробками и редукторами. Бывают разной толщины, что напрямую определяет степень защищенности агрегатов. Пороги авто тоже прикрываются, при том сей элемент обвеса часто служит еще и подножками.

Многие силовые бампера имеют специальные площадки и ниши для установки лебедок. Лебедка — настоящий «последний довод королей» в мире оффроуда, когда машина уже точно не выберется из западни сама. Лебедки бывают ручные, механические с приводом от двигателя авто, электрические и гидравлические. В принципе, лебедка позволит выбраться из почти любого ада — лишь бы было за что зацепиться.

Дышать под водой

А что это за забавные трубы, торчащие из крыльев? Имя им шноркели. Эти пластиковые либо металлические изделия герметично соединяются с коробами воздушных фильтров и подают воздух на дроссель. Форсировать без шноркеля более-менее глубокую водную преграду — крайне опасная затея: привет, гидроудар, прощай, двигатель.

Со шноркелем же можно нырять очень глубоко, не боясь, что мотор нахлебается воды. Для большинства внедорожников продаются шноркели фабричного исполнения, но, как и в случае с другим тюнингом, автолюбители порой сами мастерят устройства из подручных материалов.

Все иметь под рукой

Багажник на крыше — вещь удобная и необходимая при дальних поездках, ведь место в салоне всегда ограничено, да и не каждую вещь хочется класть внутрь. Экспедиционные багажники для внедорожников делают из металла, с прочной силовой структурой и мощными креплениями.

Используют их миллионами способов, вплоть до установки специальных палаток для ночлега. Чаще всего на крыше внедорожника можно видеть затянутые тентом тюки с вещами, запасные колеса, канистры с топливом, хайджеки и санд-траки.

Санд… что? Санд-траки (от англ. sand – песок) — металлические (реже пластиковые) листы, их подкладывают под колеса, чтобы дать им зацепление на вязкой или сыпучей поверхности. Некоторые вместо санд-траков по старинке возят длинные широкие доски. Хай-джеками прозвали могучие реечные домкраты. Ими можно поднять авто в самых непростых условиях, чтобы втиснуть те же санд-траки или поменять пробитое колесо.

Нередко на багажниках можно заметить нечто вроде длинной рейки, укрытой чехлом. Под ним кроется механизм раздвижного тента — маркизы. Путем нехитрых манипуляций «рейка» оборачивается приличным навесом, под которым можно укрыться от палящего солнца, дождя, ветра и прочих невзгод.

Другой распространенный вариант багажника на крыше — пластиковый бокс. Аэрокосмического вида изделие не вместит запаску, зато плотно закрывается, мало шумит и за счет своей формы не создает слишком большого сопротивления набегающим потокам воздуха.

Видеть далеко

На багажниках и бамперах часто предусмотрены места крепления дополнительных световых приборов. Раньше джиперы увешивали своих монстров люстрами из круглых и прямоугольных фар, сейчас их потеснили светодиодные фонари — LED-балки.

Спереди обычно ставятся комбинированные фары ближнего и дальнего света, освещающие путь в ночном лесу, степи, на пустой захолустной трассе. По бокам и сзади устанавливаются фонари рабочего света: бьют недалеко, но густо заливают светом прилегающую местность. Со светом, конечно же, проще ставить лагерь в темноте или вызволять застрявшую машину.

Абстрактно говоря, из того же разряда «дальнозоркости» и радиопередатчики. Каждый подготовленный к дальним экспедициям внедорожник может похвастать длинной антенной. С помощью рации можно позвать на помощь в тех местах, где о сотовой связи никогда не слышали. Или же получить/передать сведения о том, что ждет путешественников за очередным поворотом. Ведь настоящий внедорожник — это не про распугивание легковушек с левого ряда шоссе, а про авантюризм, дух приключений и вечную жажду узнать что-то новое.

Почитать еще
mobile-phone
Скачайте приложение на телефон
Вы получите только ссылку на приложение, никакого спама и рассылок