Назад

Нетипичный Капчагай

Николай Иващенко
12 июля 2021
Нетипичный Капчагай Фото: Николай Иващенко

Говорят, насильно мил не будешь, но алматинцы успешно опровергают эту пословицу своей любовью к Капчагайскому водохранилищу. Действительно, других крупных водоемов близ мегаполиса нет, вот и едут люди на переполненные пляжи с мутной водичкой. Есть, впрочем, и совсем другой Капчагай — безлюдный, тихий, чистый.

Правда, откроется он только любителям дикого отдыха с разбиванием палаточного лагеря, приготовлением пищи на огне и прочими туристическими прелестями. Цивилизованных зон отдыха в этих местах нет. Именно этот минус дает все прочие плюсы.

Куда, как, на чем?

Ехать предстоит около 150 км против привычных 70 км до пляжей городка Капшагай. Дорожное покрытие — хороший асфальт, асфальт среднего качества, грунтовка и естественная щебеночная насыпь в самом конце пути. Пройдет любой автомобиль с более-менее нормальным клиренсом, однако на финальном участке комфортнее с полным приводом.

Итак, выезжаем на трассу Алматы — Усть-Каменогорск (в народе - «новая Капчагайка») и 97 км наслаждаемся магистралью, пока не доедем до поселка Шенгельды. Добираемся до последнего, третьего съезда и сворачиваем направо. Далее двигаемся по главной дороге, которая плавно изгибается влево, а затем уходим вправо на первом же повороте. Кстати, на этом перекрестке есть магазин, где можно приобрести то, что забыли купить в городе.

Здесь начинается трасса, идущая параллельно побережью водохранилища. Качество покрытия на удивление нормальное, лишь изредка попадаются небольшие ямы. Едем по этой дороге 24 км, минуя села Акозек, Кербулак и Сарыбулак. За последним по левой стороне открывается величественное зрелище: ветряная электростанция с «мельницами» исполинского размера. За ними начинается невысокий, но живописный горный хребет.

Оставляем ветряки позади и вскоре упираемся в Т-образный перекресток. Прямо дорога перекопана и находится в состоянии ремонта (по состоянию на июнь 2021-го), а справа, перпендикулярно трассе, начинается проезд к Капшагаю. Нам сюда.

Здесь качество асфальта заметно падает, ямы становятся неприлично большими, потому разгоняться не стоит. Вскоре асфальт и вовсе закончится. Вы упретесь в табличку, информирующую о том, что отдых на участке пляжа от пятой до шестой насосных станций платный. Действительно, господа в егерской форме собирают с отдыхающих по 2000 тенге с машины, взамен предоставляя справку-«путевку».

От таблички сворачиваем налево и едем по плотно укатанной грунтовке. Страшно думать, что здесь творится после сильного ливня, однако в сухую погоду опасаться нечего. Через сотню-другую метров начинаются съезды направо, к воде. Выбираете любой, проезжаете кустарниковые рощицы и оказываетесь у щебеночной полосы, знаменующей начало пляжа.

На насыпь забраться легко, однако дальше возможны сюрпризы. Так, Subaru Forester, Toyota Rav4 и Mitsubishi Pajero без сложностей одолели препятствие, задорно гребя всеми ведущими. А вот у товарища на заднеприводном BMW третьей серии возникли проблемы: заехав на насыпь, он остановился, что и стало ошибкой. При попытке тронуться машина зарылась, села на «брюхо» и наотрез отказалась выбираться самостоятельно.

Благо, что трос, «Паджерик» и грубая мужская сила вызволили авто из плена, пусть и не с первой попытки. В отсутствие внедорожника этот опыт лучше не повторять, иначе придется бегать по берегу в поисках подходящего «буксира».

Ради чего столь длинный путь?

Разумеется, ради прекрасного побережья, отсутствия шумных соседей на пляже и, конечно же, во имя пресловутого единения с природой. Вода здесь и вправду прозрачная и ничем не пахнущая, дно — галечное, без острых камней и посторонних предметов.

Местность отлично подойдет для рыбаков и взрослых купальщиков: всего в нескольких метрах от полосы прибоя начинается солидная глубина. С одной стороны, не надо топать по воде в поисках места для ныряния. С другой стороны, детей купаться в столь глубоком месте не отпустишь, и этот фактор стоит учитывать.

Касательно соседей: места на побережье так много, что лагеря разных компаний даже в выходные дни находятся в 100-200 метрах друг от друга. Следовательно, никто не досаждает громкой музыкой или пьяными криками.

Также стоит упомянуть полезный лайфхак. Стандартные колья современных палаток, мягко говоря, слабо держат временное жилище — щебенка очень рыхлая. Потому следует найти колья посолиднее — например, от старых советских палаток или самодельные, из кусков арматуры. В противном случае порыв ветра гарантированно сорвет ваше туристическое жилище.

В общем-то ветер и наложил экстремальный отпечаток на последнюю поездку. Да, видя ветровую электростанцию, легко предположить, что в этих краях постоянно дует. Однако в наш приезд ветер был непривычно сильным, стабильным и имел недюжинный напор. Походный шатер пришлось сворачивать, а разведение костра стало настоящим испытанием. Палатки не улетели только благодаря вышеозначенным тяжелым и длинным кольям.

И вдруг среди ночи ветер затих. Наступил штиль. Через считанные минуты свист сменил  густой и протяжный гул: как будто взлетает транспортный самолет. В воздух поднималась комариная армада. В этот же момент ветер перестал казаться чем-то страшным. Истинное облегчение наступило, когда порывы ветра вновь начали качать палатку. Так что запаситесь спиралями и репеллентами на случай безветренной погоды.

Но ни ветер, ни комары не способны испортить впечатления от ночного неба. Такого в городе, покрытом шапкой смога и светового шума, никогда не увидишь. Мириады созвездий, широченная полоса Млечного пути, беспрестанно падающие кометы. Один этот вид стоит проделанного пути.

Подытожим: если вы не чураетесь отдыха без благ цивилизации, а также не хотите бултыхаться в забитых бассейнах, то такая поездка станет прекрасным способом отдохнуть от повседневной суеты. Да заодно убедиться, что даже Капчагай может сломать стереотипы и полюбиться «не по расчету».

 

 

 

Почитать еще
mobile-phone
Скачайте приложение на телефон
Вы получите только ссылку на приложение, никакого спама и рассылок