Назад

Morgan: легенда, рожденная традициями

Николай Иващенко
15 июля 2021
Morgan: легенда, рожденная традициями Фото: Николай Иващенко

Спорткар из дерева с 400-сильным двигателем, производящийся вручную на маленькой фабрике. И все это в XXI веке. Больная фантазия и бред? Нет, это самый что ни есть настоящий британский Morgan.

Старт с трех колес

Впрочем, обо всем по порядку. История одного из самых нетривиальных автопроизводителей уходит корнями в начало прошлого столетия. Молодой инженер Генри Фредерик Стэнли Морган (британцы по-свойски зовут его HFS) трудился в железнодорожной компании, пока ему это не надоело, что произошло весьма быстро. В 1904 году вместе с приятелем Морган открыл мастерскую по обслуживанию и продаже авто. Расположилось предприятие в городке Малверн на западе Англии, где компания базируется по сей день.

Четыре года спустя Морган купил двухцилиндровый двигатель Peugeot да водрузил в самодельную машину. Это был трехколесный одноместный автомобильчик. Изюминка — независимая передняя подвеска, что было абсолютной новинкой в то время. Кроме того, отсутствие четвертого колеса переводило машину Моргана в класс мотоциклов, которые не облагались налогом.

Идея создания собственной марки захватила Моргана, и он, заручившись деньгами отца и жены, собрал еще три экземпляра. Публика лондонского автошоу 1910 года приняла их хорошо, однако заказов последовало совсем немного. HFS смекнул: рынку не подходит машина на одного седока. Тогда на свет появился двухместный вариант, а сам Морган активно продвигал свое детище участием в гонках. И эта стратегия оказалась успешной: продажи росли вплоть до начала Первой мировой войны.

Как бы это ни звучало цинично, но война пошла Моргану на пользу: фабрика перешла на производство амуниции для армии Ее Величества, значительно расширив свои мощности. Когда ПМВ завершилась, компания нарастила выпуск машин, попутно внося разнообразные технические новшества.

Three-wheeler’ы приобрели свой каноничный облик: открытый всем ветрам V-образный двухцилиндровый двигатель на носу (отсюда название серии - V-Twin), массивные выхлопные трубы по бортам, миниатюрное ветровое стекло. И все это — на основе деревянной рамы из ясеня с внешними металлическими панелями.

В последующие десять лет на «Морганах» появились электрические фары и стартеры, а также двигатели с жидкостным охлаждением. Рабочий объем варьировался от 0,9 до 1,2 литра, мощность — 7-10 лошадиных сил. Смешные цифры по современным меркам, однако благодаря скромному весу подготовленные для гонок машинки разгонялись аж до 180 км/ч! К тому же трициклы были значительно дешевле четырехколесных собратьев других марок, и потому «Морганы» держались на рынке прочно.

В 1932 году после 20 лет производства V-Twin произошла смена поколений - «Морган» представил серию F. Здесь по-прежнему были три колеса и деревянная рама, зато элементы шасси стали штампованными. Кроме того, впервые появились четырехцилиндровые моторы — ими поделился Ford. F-series производили до 1952 года, но и после модель не канула в Лету, вдохновив сторонние компании на выпуск кит-каров в том же духе.

От четверки к восьмерке

Тем не менее, уже в начале 1930-х HFS и команда поняли, что на трех колесах далеко не уедешь. Вскоре на свет появился первый автомобиль марки с привычным количеством оных. Назвали модель незамысловато и в то же время элегантно — 4/4. Нет, это не четыре четверти, а четыре колеса и четыре цилиндра.

Для 1936 года машина выглядела откровенно старомодно, что совсем не помешало ей стать культовой и продержаться в производстве (с перерывом в период Второй мировой войны) до 2018 года! Конечно, кузов видоизменялся, но стиль и деревянная рама оставались в строю. Двигателей ставилось великое множество — в основном фордовские агрегаты, мощность которых за 80 лет выросла с 34 до 125 л.с. И даже авто последней серии весили менее 800 кг, разгоняясь с места до 100 км/ч за 7-8 секунд. Для сравнения, сегодня скромный седан B-класса тянет на 1100-1200 кг.

В послевоенный период первой новинкой стала модель Plus 4. Концептуально от 4/4 она отличалась большими размерами, а также наличием четырехместных версий. Звездным часом Plus 4 стала победа на знаменитой гонке «24 часа Ле-Мана» в 1962 году: рецепт «минимальный вес и хорошая удельная мощность» продолжал работать.

Не стоит думать, что «Морган» не пытался экспериментировать с обликом своей продукции. Так, на базе Plus 4 создали +4+. Модель имела непривычный для марки закрытый кузов из стеклопастика и выглядела вполне в духе дизайна британских машин начала 1960-х гг. И, тем не менее, публике +4+ «не зашла»: от «Моргана» ждали чего-то иного.

Этим чем-то стал Plus 8. Восьмерка в названии модели намекает не на количество колес, а прямо говорит о количестве цилиндров: впервые на «Моргане» появился V8. Мотор Rover объемом 3,5 литра выдавал 160 сил при 850 кг снаряженной массы авто. Более того, впервые в редукторе появился дифференциал повышенного трения (LSD).

Plus 8 в лучших традициях марки получился долгожителем: родстер выпускался с 1968 по 2004 годы с роверовскими моторами, а в 2012-2018 годах вернулся в производство с мотором BMW на 4,6 литра.

С этой же немецкой маркой связана главная модель «Моргана» из нулевых — Aero 8. Обладательница забавной мордашки получила «злые» баварские моторы V8 объемом от 4,4 до 4,8 литров мощностью 280-370 л.с. Агрегатировались они в основном с механическими коробками передач, однако в качестве опции стал доступен и 6-ступенчатый автомат.

Aero 8 стала первой с 1960-х гг. моделью «Моргана», разработанной с нуля, а не созданной на основе 4/4 или Plus 4. Кроме дизайнерских новшеств, впервые компания отступила от канона в виде деревянной рамы: силовая структура стала алюминиевой, но внешний деревянный каркас никуда не делся. На некоторых версиях появилось алюминиевое шасси.

Несмотря на крупные силовые агрегаты, вес удалось сохранить в пределах 1200 кг. В сочетании с баварскими «восьмерками» Aero 8 начали выезжать из пяти секунд в спринте до 100 км/ч, вписавшись в лигу по-настоящему быстрых автомобилей. Между прочим, на основе Aero в 2012 году сделали новый Plus 8, который стал самым легким родстером с V8, отвечающим всем европейским требованиям безопасности.

Турбины, алюминий и дерево

Aero и производные выпускались до 2018 года, а затем «Морган» кардинально обновил линейку. На сегодня фабрика в Малверне выпускает три модели. Вопреки всем трендам и реалиями, компания по-прежнему не гонится за массовостью: ставка делается на честность и чистоту ощущений.

Как и сто лет назад, почти все работы выполняются вручную. Опытнейшие мастера выпиливают деревянные заготовки, которые затем склеиваются и пропитываются специальным защитным составом с секретной формулой. Опять же вручную готовые каркасы надеваются на алюминиевые пространственные рамы.

Внутренние части металлических панелей покрывают «антикором» самым классическим способом — кистью. Даже финальной покраской занимаются люди, а не высокоточные роботы, как это происходит на всех современных заводах. Таким путем фабрика производит в неделю всего десяток-полтора машин — по-настоящему штучная работа.

Сейчас счастливые обладатели 60-100 тыс. евро могут выбрать между новыми Plus Four и Plus Six. Как отмечают в компании, классическую эстетику родстеров удалось сохранить на совершенно новой платформе: старых деталей здесь не более 3%. Весят оба красавца при этом чуть более тонны.

Оба авто построены на алюминиевой пространственной раме (всего 98 кг веса) с двухрычажными подвесками спереди и многорычажными — сзади. Моторы поставляет BMW: это знакомые по машинам немецкого концерна турбированная «двушка» (255 л.с.) и шестицилиндровый рядник на три литра (335 л.с.). Сразу становятся понятны цифры в названиях моделей и что куда ставится, не правда ли? Так вот, Plus Four с четверкой под капотом берет сотню за 4,8 секунды, Plus Six – за 4,2.

А что же третья модель современной линейки? Это 3 Wheeler в новом прочтении, который выпустили ограниченной серией. Бескомпромиссно прекрасный трицикл получил в наследство от предков V-образные двухцилиндровые моторы на 68-82 силы. В паре с механикой от Mazda эта английская колесница разгоняется до 185 км/ч. а с набором сотни справляется за шесть секунд.

Строго говоря, производство 3 Wheeler закончилось летом 2021 года: двигатели окончательно перестали отвечать экологическим нормам. Однако «Морган» просит фанатов не унывать, отмечая, что самая харизматичная и знаковая машина компании скоро вернется в еще более крутом облике.

«Morgan Motor создает мощное противоядие массовому автопрому, сочетая традиционное мастерство и современные технологии», - гордо заявляется на сайте компании. Пожалуй, и добавить больше нечего.

Почитать еще
mobile-phone
Скачайте приложение на телефон
Вы получите только ссылку на приложение, никакого спама и рассылок