Назад

Шиномонтаж: все, что нужно знать

Николай Иващенко
13 ноября 2020
Шиномонтаж: все, что нужно знать Фото: Николай Иващенко

Поздняя осень — время переобувать авто. Сделать это хочется быстро, качественно и не слишком дорого. А заодно неплохо бы и летние покрышки отправить на зимнее хранение. Как выбрать шиномонтаж и сколько это стоит — в нашем материале.

Что может пойти не так?

Большую часть времени шиномонтажи не видно и не слышно, но на несколько недель в году — осенью и весной — ситуация преображается. Столпотворения из машин, горы покрышек, нервные люди в очереди, мастера «в мыле». Неудивительно, что в такой обстановке автолюбитель может нажить неприятностей.

Чем грозит спешка или неаккуратность мастеров? Самое меньшее — визуальные повреждения. Колесный диск может быть поцарапан или даже ободран, если его швыряют на землю. Также царапины оставляет гайковерт, если держащие его руки промахнутся мимо посадочного места гайки или болта. Наконец, нерадивые мастера частенько ломают крепления на декоративных «тарелках», прикрывающих середину диска. Потом накладку придется приклеивать после каждого снятия-надевания колеса.

Проблема посерьезнее — сорванная резьба на болтах, шпильках или в ступицах. Виной все тот же гайковерт и желание затянуть посильнее: так будет лучше, считают многие неопытные шиномонтажники. В идеале же финальная затяжка должна производиться динамометрическим ключом с определенным усилием. Кроме того, перетянутые гайка или болт грозят нарушить работу тормозного механизма, а это совсем нехорошо.

При перебортировке колеса поверхность соприкосновения шины и диска следует смазывать мыльным раствором. Некоторые «кулибины» умудряются использовать отработанное масло. Так шина налезает легче, однако при следующей такой операции часть покрышки может оторваться и остаться на диске. Или сценарий похуже: если масла слишком много, то при нажатии на тормоз диск будет останавливаться, а покрышка продолжит вращаться относительно диска. И шине быстро придет конец, и вероятность попасть в ДТП увеличивается. 
 

От ларька до техцентра

В крупных городах шиномонтажных мастерских пруд пруди. Условно их можно поделить на три типа — придорожные вагончики, профильные СТО средней руки и крупные шинные центры, где и покрышки продают, и все сопутствующие услуги предлагают. У последних зачастую еще есть и услуга выездного шиномонтажа. 

Не стоит думать, что на небольшой вулканизации обязательно сделают плохо. Либо, напротив, в красивом сервисе все будет идеально. Главное — обратить внимание на оборудование. Понятно, что рядовой автолюбитель не отличит современные станки от стареньких. Однако шины от дисков точно не должны отделять вручную — для этого есть специальный верстак, даже в малых мастерских.

Также в глаза сразу бросается аккуратное отношение: аппаратура не заляпана грязью и маслом, у инструмента свое место, каждой гаечке — отдельный ящичек. Если же царит бардак, помещение грязное и сырое — лучше поискать другое место.

Опрятность в мастерской многое говорит о персонале. С большой долей вероятности аккуратный мастер бережно относится не только к инструменту, но и к имуществу клиента. Соответственно, и к своей репутации.



Как надо?

Важное преимущество, когда на сервисе есть подъемники. Это как раз фишка крупных центров. Дело в том, что любое поднятие на домкрате - «стресс» для кузова, особенно если машина далеко не новая. При неправильной установке домкрата авто даже может перекосить, не говоря уже о повреждении порогов. Потому важно проследить, чтобы работник шиномонтажа поставил домкрат как надо да не забыл про упоры для остальных колес.

В идеале должны сниматься сразу все колеса — так можно выявить диски, пребывающие в не очень хорошем состоянии, и поставить их назад. Ясно, что при поочередном снятии и перебортировании колес сделать это не выйдет.

Кстати, большие СТО заодно предлагают услуги по ремонту дисков: прокатка, заварка, покраска. «Катать» можно только стальные диски. Наносить рекомендуется порошковую краску, так как обычное покрытие из краскопульта быстро обдерется летящими с дороги камушками.

При бортировании колеса мастера должны руководствоваться метками на шинах, а не собственными соображениями. Колесу положено вращаться туда, куда указывает стрелка на покрышке, и никак иначе. Кроме того, добросовестный шиномонтажник обязательно предложит клиенту поставить менее изношенные шины на переднюю ось — для улучшения управляемости. 

Важный момент — балансировка «переобутого» колеса. Здесь как никогда важна правильная работа станков, ведь даже неправильно отмеренные 10-15 грамм в виде грузил могут влиять на ход колеса. Также при балансировке диск должен быть очищен как от грязи, так и от старых грузиков. Едва ли в вулканизации ларечного типа кто-то будет мыть ваши колеса — это услуга более дорогих сервисов. И еще одна деталь: мастер должен перепроверить ход колесного диска на балансировочном станке уже после финального крепления грузов. Многие этим пренебрегают.

Когда диски перебортированы, колеса заняли свои места на авто, а гайки закручены (по диагонали, не забывайте!), следует выставить давление в шинах, руководствуясь рекомендациями завода-производителя машины. От давления напрямую зависят ездовой комфорт и топливная экономичность: с перекачанными покрышками каждая неровность отдается на кузов, с недокачанными — растет расход горючего. 

Вопрос цены

Как нетрудно догадаться, цены на услуги ранжируются от малых мастерских к большим техцентрам. В вагончике дешевле, на СТО дороже. Но не забываем все вышесказанное об оборудовании, дисциплинированности персонала и прочих аспектах.

Так, в филиале одного из крупных алматинских шинных центров «переобувание» авто обойдется в 8200 тенге. Эта цифра актуальна для среднестатистических дисков диаметром в 16 дюймов. Соответственно, цена растет пропорционально размеру диска и резины. В указанную сумму входит демонтаж-монтаж колес, перебортирование и балансировка. При этом каждый грамм балансировочных грузил обойдется еще в три тенге сверху.

У многих автолюбителей имеется второй комплект дисков с уже надетой резиной, но не всегда есть желание самостоятельно менять колеса. В шиномонтаже готовы сделать это работу за вас — всего по 450 тенге за каждое колесо. Неплохо бы перед сезонной установкой отбалансировать колеса, даже если это процедура уже делалась. Цена вопроса — 600 тенге за колесо (без учета затрат на грузила). 

Хранение шин обойдется в 2000 тенге в месяц. До апреля, следовательно, набежит около 10 тыс. тенге. Впрочем, можно найти варианты дешевле: 800-1000 тенге за комплект ежемесячно.

В небольшой полугаражной мастерской весь спектр работ оценивается в 6000 тенге — для тех же 16-дюймовых дисков с резиной стандартного профиля. Перекинуть диски в сборе — 400-600 тенге за штуку. Балансировка одного колеса — 500 тенге.

Как видим, конкуренция сделала разницу в ценах небольшой. Итоговый выбор может зависеть от таких факторов, как близость к дому и отсутствие очереди. Правда, обращаться к шиномонтажникам, у которых в «высокий» сезон нет клиентов — сомнительная затея. С другой стороны, если мастера и их оборудование вызывают доверие, то и переплачивать смысла нет. 

Не затягивайте с переходом на зимнюю резину и помните, что от этого зависит ваша безопасность и безопасность других участников движения.

Почитать еще
mobile-phone
Скачайте приложение на телефон
Вы получите только ссылку на приложение, никакого спама и рассылок