Назад

Самые харизматичные внедорожники казахстанского рынка

Николай Иващенко
03 августа 2021
Самые харизматичные внедорожники казахстанского рынка Фото: Николай Иващенко

Одного взгляда на любую из этих машин хватает, чтобы понять - да, это аппарат для настоящих приключений.
Сразу сделаем оговорку: никто не отрицает харизму того же «Крузака» или «Гелика». Это автомобильные иконы по определению, которые давно стали эталоном, и вряд ли о них можно рассказать что-то новое. Кроме того, часто ли мы видим, чтобы такие машины использовали по назначению и топили в грязи? То-то же.

Сквозь время

Потому начнем с до боли родных разработок советского автопрома — УАЗ-469 («Хантер») и Lada 4x4, она же «Нива». К слову, эта парочка и самая доступная из всех героев обзора, и купить внедорожники новыми можно по сей день.

Солидный возраст моделей обрекает их на статус между «ведрищем» и «живой классикой». Что ни говори, а ретро-облик УАЗа и «Нивы» - стопроцентно узнаваемый, самобытный и сочетающийся с лютым бездорожьем. И в данном случае ретро — не показной китч, а истинная суть этой парочки. Хотя технически машины абсолютно разные.

Так, «Хантер» - каноничный внедорожник на раме с пружинным мостом спереди и рессорным — сзади. Трансмиссия — такой же классический Part-Time c жестко подключаемым передком, имеется пониженный ряд.

Современные 469-ые доступны с одним вариантом бензинового двигателя объемом 2,7 на 134 л.с. Также безальтернативен цельный металлический кузов, хотя на вторичном рынке полно машин с тентованным верхом. Кабриолет для покорения пампасов!

«Нива» - адепт совершенно другой философии и, по сути, основоположник класса кроссоверов. С появившимися много позже кроссоверами ее роднит несущий кузов и независимая подвеска спереди. Тем не менее, по функционалу «Нива» - настоящий внедорожник. Задняя подвеска — зависимая пружинная, привод — постоянный полный, с блокировкой межосевого дифференциала и понижающей передачей.

Ахиллесова пята модели — слабый мотор на 80 с небольшим сил. Это компенсируется массой в 1,2 тонны, благодаря которой «Нива» демонстрирует чудеса проходимости и юркости. Стоит новенькая 4x4 не менее 5 млн тенге, однако можно найти потрепанные бэушки даже за 600 тыс. тенге. Иногда попадаются дорогие версии «Бронто» с повышенным клиренсом и блокировками в обеих дифференциалах.

За «Хантер» дилеры просят минимум 6,6 млн тенге. Кажется, весьма немало, но разве есть еще на казахстанском рынке новые рамные внедорожники по такой цене? Поддержанные УАЗики есть и за миллион, и за 4-5 — в последнем случае это будут неплохо подготовленные для бездорожья машины. Кстати, нередко попадаются «Хантеры» со свапнутыми японскими и корейскими дизелями.

Самураи оффроуда

Все японские внедорожники в небольшой статье не перечислишь, потому упомянем самые знаковые. Пожалуй, наиболее «правильный» из ныне здравствующих — Suzuki Jimny (кстати, во втором поколении на некоторых рынках модель звалась «Самураем»). Вы не глядите на размеры — он духом и конструкцией силен!

Действительно, вопреки трендам на паркетизацию даже самый новый «Джимни» сохранил раму и два моста. Скромные габариты обеспечивают прекрасную геометрическую проходимость. Трансмиссия - Part-Time с понижайкой, никаких «девчачьих» муфт. В конце концов, «Джимни» еще и очень красив своей простой и честной красотой.

Увы, игрушка сия не для человека среднего достатка. Новый внедорожник у полуофициальных дилеров стоит около 15 млн тенге. На выбор механика и автомат, а двигатель один — 1,5-литровый бензиновый, без турбин и прочих ухищрений. Вместе с тем и старые «Джимни» предыдущих поколений мало теряют в цене: экземпляры середины нулевых стоят 4-5 млн тенге.

А вот еще один персонаж, чем-то похожий на повзрослевший и раздобревший Jimny. Конечно же, это Toyota FJ Cruiser. Если в дизайне прослеживаются ретро-мотивы легендарного Land Cruiser FJ40, то по технике «Фужик» родственен Prado и 4Runner. Та же независимая подвеска спереди, тот же мост сзади, все это — на раме. Есть, правда, у FJ слабое место: на машинах первых годов выпуска трескались кузова — из-за далеко отнесенной средней стойки.

Зато по части надежности остальных узлов — полный порядок. В движение красавца приводит проверенный временем бензиновый V6 на 4 литра. Вариантов трансмиссии два: 5-ступенчатый автомат идет в паре с полным приводом типа Part-Time, 6-ступенчатая механика дополнена раздаткой с постоянным полным приводом. Естественно, в обоих случаях есть пониженный ряд.

С момента запуска в производство в 2006 году «Фужик» не претерпел радикальных изменений, но это никак не сбавляет энтузиазма потенциальных покупателей. Как и любая Toyota на нашем рынке, FJ хвастает поразительной ликвидностью. Даже самый доступный экземпляр стоит не менее 10 млн тенге, а новый «араб» (официально FJ у нас не продается) встанет в 20-23 млн.

Отдельного упоминания заслуживает, пожалуй, сама неординарная модель компании Isuzu. Это сейчас производитель ассоциируется с грузовичками да пикапами, но еще лет 15 назад скромная японская компания выпускала весьма серьезные внедорожники. Самый крутой из них — VehiCross.

За неординарный дизайн, который и сейчас не кажется устаревшим, в народе его прозвали «Луноходом». Стилистические решения и вправду сильно выбиваются из общепринятой канвы: чего стоит, например, ниша под запаску с внутренней стороны задней двери.

Технически «Ви-Кросс» повторял собратьев вроде Bighorn. Независимая подвеска спереди, сзади — мост, бодрый бензиновый V6 (3,2 и 3,5) и автомат. Полный привод — с системой Torque on Demand, то есть позволяет автоматически подключать переднюю ось при пробуксовке задней. 

Как правило, с такой игрушкой владельцы расстаются не слишком охотно. Потому сейчас в продаже по всему Казахстану всего два объявления. Обе машины 1999 года выпуска и стоят 5-5,5 млн тенге.

И, наконец, объект обожания всех фанатов Mitsubishi – Pajero Evolution. Внедорожник с грозной «лансеровской» приставкой появился благодаря ралли Париж — Дакар: для омологации спортивной модели нужно было выпустить гражданскую версию. В те времена Mitsubishi была намного успешнее и смелее, потому и сделала партию в 2000 штук, исключительно в трехдверном исполнении.

С первого взгляда ясно, что Evo не чета банальному «Пыжику» второго поколения. Здесь облегченный алюминиевый капот, эффектные расширенные крылья и дополнительные воздухозаборники. Место неразрезного моста сзади заняла независимая подвеска.

Но главное все же под капотом. Сердце Evo – 280-сильный бензиновый V6 в паре с механикой или автоматом и с фирменным полным приводом Super Select. Этот агрегат пуляет не самый легкий автомобиль с 0 до 100 км/ч за 7 секунд. В сочетании с раллийной управляемостью — идеальный покоритель грунтовок.

Одно препятствие — найти Pajero Evolution даже сложнее, чем Isuzu Vehi-Cross. Единственный висящий в продаже экземпляр 1998 года выпуска стоит 3,9 млн тенге. Так что желающим прикоснуться к легенде придется шерстить профильные форумы и сообщества, где такие машины порой отдают в «добрые руки» по знакомству.

Защитник из гвардии Ее Величества

Любой рассказ о внедорожниках будет неполным без Land Rover Defender. Этот квадратный джентльмен давно стал символом покорения африканских и прочих просторов благодаря надежности, выносливости и простоте конструкции. Строго говоря, конкретно Defender появился только в 1990 году, но до этого почти аналогичные машины десятилетиями выпускались под названиями Land Rover 90 и 110.

Рецепт старого «Дефа» классический: рама, два моста, постоянный полный привод с блокировкой межосевого дифференциала. Двигателей ставилось великое множество: от четырехцилиндровых дизелей до бензиновых V8. И все же наиболее часто попадается фордовский дизель 2,2 — эти моторы дожили до окончания производства модели в 2016 году.

Купить Defender задешево не выйдет. Самый доступный вариант на рынке оценен владельцем в 8 млн тенге, а цена тюнингованных машин доходит до 20 млн.

Впрочем, на классическом «Дефе» история модели не закончилась. На казахстанском рынке уже довольно давно продается абсолютно новый Defender. Да, он лишился мостов и рамы, стал намного цивилизованнее и современнее, сохранив при этом неплохой потенциал на бездорожье. Авто в базовой комплектации обойдется в 29 млн тенге, а самая крутая 400-сильная версия стоит около 36 млн.

Всегда в моде

Говорим «бездорожье» — подразумеваем «Джип». В СНГ название марки стало нарицательным благодаря Grand Cherokee, но все же самый славный представитель бренда — Wrangler. Настоящий король оффроуда — суровый, брутальный и бескомпромиссный, который от поколения к поколению сохраняет классический облик. О важности стиля «Рэнглера» в автокультуре говорит тот факт, что китайские и индийские производители никак не могут устоять от почти полного копирования.

Здесь по-прежнему все как надо: рама, мосты, жестко подключаемый передок — хотя и с муфтой Torgue on Demand, как у Isuzu VehiCross. Американский «Ковбой» изобилует фишками вроде съемной крыши и даже съемных дверей. Интерьер позволяет топить машину в грязи и потом без раздумий отмывать салон струей из шланга.

Из новомодного здесь разве что появившийся в последнем поколении 2-литровый турбомотор: до этого бензиновые агрегаты были исключительно атмосферными. На экземплярах постарше в основном встречаются двигатели на 2,5 и 4 литра.

Самый дешевый Wrangler на вторичном рынке стоит 2,5 млн тенге, и это машина 1995 года выпуска. Законы у этого сегмента рынка специфичные: есть и более старые экземпляры по 6-8 млн тенге, в зависимости от тюнинга и состояния. К машинам, которые младше 10 лет, не подойти без 10 млн. Пригнать Wrangler возрастом в два-три года — это уже 30 млн тенге.

Однако все выглядит так, словно гегемония этого Jeep на родном американском рынке заканчивается. Там появился опасный конкурент в лице возрожденного Ford Bronco. Фордовцы творчески переработали концепцию классической модели да заодно подсмотрели кое-что и от самого Wrangler.

Так, Bronco тоже хвастает ретро-дизайном, съемными элементами кузова и выбором между трех- и пятидверной модификациями. Салон опять же из устойчивых к издевательствам материалов. А еще здесь куча интересных мелочей — вроде планки на передней панели, на которую можно прикрепить множество камер и регистраторов.

Да и по технике Bronco не отстает. Шасси из передней независимой подвески и заднего моста покоится на раме. Вариантов полного привода — два: Part-Time и с автоматическим выбором привода. Изюминкой Ford называет 7-ступенчатую механику с очень короткой «нулевой» передачей. В сочетании с пониженным рядом это дает рекордное понижение — до 94,75:1 в комплекте с автоматической раздаткой.

В Штатах очередь на Bronco уже растянулась на полгода — производитель попросту не успевает собирать столько машин. Похоже, трон закачался под ребятами из Jeep. А это значит, что класс рамных внедорожников, несмотря на засилье кроссоверов, живет и здравствует, и мир еще увидит немало интересных вездеходов.

Почитать еще
mobile-phone
Скачайте приложение на телефон
Вы получите только ссылку на приложение, никакого спама и рассылок