Назад

Электронные датчики авто: как определить неисправность?

Николай Иващенко
03 июля 2021
Электронные датчики авто: как определить неисправность? Фото: Николай Иващенко

Автомобиль — уже давно не только сочетание кузова и сложных механизмов, но и целый комплекс электроники. Даже выпущенные 30 лет назад машины не могут работать без показаний электронных датчиков, чего уж говорить про современные авто, где почти все системы отданы на откуп хитроумной технике. Потому разберемся в функционале основных датчиков и признаках их неисправности.

Лямбда-зонд

Начнем с пресловутого кислородного датчика, одно упоминание которого порой вводит автолюбителей в депрессию. Лямбда-зонд устанавливается в трубах выпускного коллектора рядом с катализаторами. Датчик выполняет крайне важную функцию: оценивает объем кислорода в выхлопных газах, с помощью чего «мозг» двигателя корректирует состав топливовоздушной смеси. Заодно с помощью лямбда-зондов регулируется количество вредных веществ.

«Кислородники» ломаются редко, но уж если это происходит, то вы точно об этом узнаете. Во-первых, на приборной панели, скорее всего, загорится контрольная лампа Check Engine (как и при неисправности почти любых электронных датчиков). Во-вторых, мотор начнет лихорадить: падает мощность, резко растет расход топлива, пропадает холостой ход и машина глохнет — например, при остановке у светофора.

Лямбда-зонды ломаются либо от возраста и износа, либо из-за некачественного бензина. Вариант только один — замена датчика, который, в зависимости от марки авто, может стоить весьма недешево: по 100 долларов и выше.

Датчик массового расхода воздуха

Еще одно устройство, отвечающее за формирование правильного соотношения топлива и воздуха. Из названия очевидно, что ДМРВ измеряет объем поступающего воздуха и на основе этих данных определяет количество впрыскиваемого в камеру сгорания бензина/солярки. Устанавливается расходомер (еще одно название ДМРВ) обычно между дроссельной заслонкой и воздушным фильтром.

Неисправный датчик выдает электронному блоку управления двигателем (ЭБУ) неверные данные, соответственно, смесь становится либо слишком бедной, либо богатой. В результате топливный аппетит машины возрастает, тяга становится хуже, запуск осложняется из-за «захлебывания» мотора, плавают холостые обороты. Порой из выхлопной трубы начинает валить черный дым.

Частенько ДМРВ выходит из строя по нерадивости владельца авто, который пренебрегает заменой воздушного фильтра. Грязь и сор из забитого фильтрующего элемента попадают на датчик, что и ведет к его поломке. Благо, стоит расходомер недорого: можно купить и новый, и подержанный — на разборе.

Датчик положения дроссельной заслонки

Раз уж мы упомянули дроссель, то скажем об установленном на нем датчике. Это устройство определяет положение дроссельной заслонки в текущий момент. Датчик показывает ЭБУ степень нажатия водителем на педаль газа. С помощью таких данных компьютер дозирует подачу топлива для оптимальной динамики и экономичности.

Как и в предыдущих описанных случаях, при поломке ДПДЗ наблюдаются проблемы с холостым ходом, увеличивается потребление топлива, двигатель дергается при изменении оборотов. Из специфичных симптомов — замедленная реакция на газ или, наоборот, самопроизвольное наращивание оборотов.

Впрочем, поломка датчика положения дроссельной заслонки — довольно редкое явление. Зачастую это происходит при установке некачественного дубликата или же в результате механического повреждения — к примеру, если при мойке двигателя датчик ударили струей воды.

Датчики положения коленчатого и распределительного валов

Эти два устройства играют решающую роль в работе двигателя. Так, датчик положения коленчатого вала информирует ЭБУ о перемещении вала, после чего компьютер определяет, когда и в какой цилиндр нужно подать топливо и воспламенить его. В большинстве случаев ДПКВ ставится на крышке масляного насоса.

Помогает коленвальному сенсору датчик положения распределительного вала. Нетрудно догадаться, что прибор определяет угловое положение распредвала. Эти данные позволяют «мозгу» выбирать нужный момент для включения форсунок, контролируя впрыск топлива и работу зажигания. На машинах до середины «нулевых» годов ДПРВ встречается редко, зато сейчас он есть практически на всех авто.

Если датчик положения коленвала сломается, то вы вряд ли куда-то поедете до установки нового. Заведенный двигатель заглохнет, незаведенный — вовсе не заведется. Однако на некоторых авто мотор все же будет работать, уйдя в аварийный режиме. Проявится эффект «троения», а обороты будут ограничены в узком диапазоне.

Смерть датчика положения распредвала сопровождается потерей мощности, сбоем зажигания и ростом расхода топлива. Также машина перестанет должным образом реагировать на нажатие педали газа: разгон станет рваным, с сильной дрожью двигателя.

Датчик детонации

Кругляш с хвостом провода защищает двигатель от критических повреждений, которые может вызвать детонация топлива. Не вдаваясь в технические детали, можно сказать, что датчик регистрирует детонацию при сгорании топлива, передает данные ЭБУ и на их основании компьютер меняет угол зажигания во избежание новых «приступов». Ставится датчик детонации непосредственно на блоке цилиндров двигателя.

Когда ДД отказывается выполнять свои функции, начинается постоянная детонация. Сбивается работа зажигания, а дальше как положено: прожорливость к топливу, жесткая работа мотора, значительное снижение мощности и скачки оборотов.

Датчики этого типа стоят от пяти тыс. тенге и выше. Выходят из строя редко, при поломке менять нужно сразу.

Датчик АБС

Если все вышеперечисленные устройства относятся к работе двигателя, то датчик антиблокировочной системы тормозов (АБС) уже по ходовой части. Датчик отвечает за корректную работу АБС, от которой частенько — особенно зимой — зависит безопасность водителя, пассажиров и окружающих.

Датчики АБС устанавливаются на каждое колесо автомобиля и фиксируют скорость вращения. По этим данным блок управления принимает решение о задействовании системы при торможении.

Собственно, расположение датчиков рядом с дорогой чаще всего и является причиной их поломки: грязь, камни и прочие предметы наносят механические повреждения. Также нередко рвутся или отгнивают провода, идущие к датчикам. Тогда АБС отключается, а на приборной панели загорается пиктограмма соответствующей ошибки.

Из-за коррозионных процессов замена датчика АБС может обернуться долгим и нудным выкручиванием из посадочного места, потому пригодятся услуги профессионалов.

Как диагностировать неполадку?

Разумеется, упомянутые датчики — лишь малая толика из тех, что ставятся на современные автомобили. Есть еще множество устройств, контролирующих работу силового агрегата, ходовой части, электрики.

Как уже говорилось, в большинстве случаев о неисправном датчике расскажет своим поведением и сама машина, и контрольная лампа Check Engine. Хорошо, загорелся «чек», но как понять, о чем именно хочет поведать вам ЭБУ? Выяснить это можно путем компьютерной диагностики практически на любой СТО.

Другой вариант — приобрести недорогой Bluetooth-модуль, который подключается к диагностическому разъему авто и с помощью приложения на телефоне показывает коды ошибок. Любой код легко расшифровать благодаря поиску в Сети, что даст вам представление о возникшей проблеме.

Что делать, если «чек» не горит, но что-то в автомобиле явно неисправно? В таком случае обращайтесь к электрику, который «прозвонит» датчики специальными приборами и, при наличии квалификации и опыта, сумеет определить «заболевшее» устройство.

Почитать еще
mobile-phone
Скачайте приложение на телефон
Вы получите только ссылку на приложение, никакого спама и рассылок