Назад

Как, когда и где обслуживать автомобиль

Николай Иващенко
09 апреля 2021
Как, когда и где обслуживать автомобиль Фото: Николай Иващенко

Если кто-то говорит вам, что нужно покупать машину определенного производителя, потому что она «вообще не требует никакого сервиса» — гоните такого советчика подальше. После подобных «наездников» авто оказывается в предсмертном состоянии. 

Мы же расскажем, как следить за своим конем так, чтобы он верно служил и пореже выкидывал неприятные сюрпризы. В конце концов, правильно обслуженный автомобиль — залог не только спокойствия и безопасности, но и удовольствия от езды.  


Оригинал и дубликат

Сначала поговорим о запчастях. Сюда обычно включаются и расходные материалы, и все остальное. Расходники - фильтры, тормозные колодки, приводные ремни. Остальное — что угодно, будь то электронный датчик или кузовной элемент. 

Все запчасти можно разделить на две категории — оригинал и дубликат. Оригиналом зовутся запчасти, имеющие маркировку производителя автомобиля. Условно говоря, воздушный фильтр для Subaru с надписью Subaru. При этом не стоит думать, что такую деталь делает непосредственно сам автоконцерн: их заказывают у сторонних компаний, но «одаривают» своей упаковкой, чтобы подчеркнуть качество. И поднять цену.

Тем не менее, есть оригинальные запчасти и с другими названиями. Например, множество брендов используют электронные блоки Bosch или компрессоры кондиционера Valeo, а почти в любой японской машине можно встретить свечи зажигания Denso либо NGK. Это тоже официально одобренные детали.

Дубликат - «неродные» запчасти. То есть, грубо говоря, не устанавливающиеся в авто на заводе. Они имеют собственную маркировку, но это не означает худшего качества: порой дубликаты не хуже оригинала. Если, конечно, речь не о совсем дешевой китайщине. Такие варианты заманчивы по ценнику и зубодробительно опасны тем, что вам придется через короткое время их выбросить и поставить нормальные, дважды заплатив за работу. 

Не стоит забывать, что все запчасти — и оригинальные, и неоригинальные — нещадно подделываются. Потому не спешите откликаться на «выгодное предложение» о покупке оригинала в два раза дешевле, чем у всех: с высокой долей вероятности это будет чудовищная подделка. 

К расходным материалам также относятся масла и различные рабочие жидкости. Выбирая жидкость, нужно, во-первых, руководствоваться рекомендацией производителя — например, лить масло той вязкости, что указана в инструкции к авто. Во-вторых, нужно обращать внимание на допуски. Это набор параметров жидкости, соответствующих требованиям тех или иных производителей. Допуск обычно указан на этикетке в виде перечисления брендов.

Старое и новое авто

Покупая новый автомобиль у дилера, вы приобретаете и гарантию на него. Однако это палка о двух концах: чтобы не слететь с гарантии, нужно обслуживать машину только в официальном сервисе. 

С одной стороны, официалы гарантируют квалификацию персонала и качественные запчасти. У каждого авто расписан регламент прохождения технического обслуживания — с каким интервалом менять масла и рабочие жидкости, ремни и колодки, элементы подвески. 

С другой стороны, в дилерском сервисе почти всегда длинные очереди, записываться надо заранее, а работы порой ведутся неспешно. К тому же цены обычно выше, чем у других СТО. Зато, повторимся, сохраняется гарантия, и любой гарантийный ремонт опять же делается официалами. Кстати, всегда берите после любых работ накладные с подписями и правильной датой — может пригодиться, если слесари что-то сделали неправильно.

По истечении срока гарантии придется поискать качественный сервис. Поможет тут только сарафанное радио да отзывы других клиентов. Однако важная рекомендация все же есть: лучше доверять машину сервису, специализирующемуся на конкретной марке. На универсальной СТО могут быть прекрасные мастера, но не факт, что они смогут быстро найти и устранить неисправность, характерную для определенной марки.

Сложнее дела обстоят при покупке подержанной машины. И пробег может быть скрученный, и полное ТО перед продажей вряд ли кто-то станет проводить. Да и владельцы бывают, которые «сел и поехал», то есть за машинами следят весьма условно. Потому сразу же замените масло в моторе и масляный фильтр, воздушный фильтр, свечи зажигания и топливный фильтр. 


Если пробег больше 100 тыс. км, проверьте на СТО состояние ремня или цепи газораспределительного механизма (ГРМ) — это один из важнейших элементов двигателя, который при обрыве грозит сложным ремонтом или даже заменой мотора. Впрочем, на некоторых моторах обрыв ремня не опасен, но в любом случае неприятен. 

У новых авто все данные по обслуживанию вносятся в сервисную книжку. Там же расписан регламент обслуживания. Иногда с бэушной машиной аккуратный экс-владелец передает новому хозяину сервисную книгу, но это редкость. Заведите блокнот и записывайте туда все проведенные работы с датой и пробегом. Так вы ничего не забудете и не упустите момент для следующего ТО.

Что и когда менять

Очевидно, что при желании и наличии денег в автомобиле можно поменять все, вплоть до кузовных деталей. Порой случаются неожиданные поломки тех узлов, которые, по идее, рассчитаны на весь срок службы. Увы, вся техника не вечна. Мы же остановимся на основных вехах планового обслуживания машины.

Моторное масло — настоящая кровь двигателя, сплошь состоящего из трущихся деталей. Масло не только смазывает, но и смывает нагар. Производители четко указывают вязкость масла (вроде 5W-30 или 10W-40) и требуемый объем. Этим инструкциям надо твердо следовать.

Интервал замены — обычно 10-20 тыс. км либо раз в год, если не достигнут предписанный пробег: со временем, особенно в пробках больших городов, масло теряет свои свойства. Как считают специалисты, 15 тыс. км — слишком длинный интервал замены. Лучше менять масло раз в 10 тыс. км, а на турбированных моторах — раз в 5-8 тыс. км. Такое промежуточное ТО, не укладывающееся в регламент дилера, можно делать на сторонних сервисах без боязни потерять гарантию. 

Вместе с маслом меняется и масляный фильтр, предназначенный для улавливания крупных фракций грязи и нагара.

Одновременно с заменой масла следует обновить воздушный фильтр. Это такая «губка», защищающая двигатель от пыли, мелких насекомых, листвы и прочего сора. Посередине межсервисного интервала фильтр можно извлечь (обычно это нетрудно) и продуть компрессором, ну или хотя бы пылесосом.

Свечи зажигания отвечают за воспламенение топливно-воздушной смеси в бензиновом моторе. Иными словами, неисправные или покрытые нагаром свечи приводят к потере мощности и увеличению расхода топлива. На старых авто свечи рекомендуется менять раз в 20 тыс. км. Сейчас автопроизводители увеличили интервал замены свечей на новых авто до 30, а то и до 50-60 тыс. км. Свечи следует ставить именно те, что предписаны заводом. Меняя свечи, поменяйте и топливный фильтр — он защищает форсунки от грязи, болтающейся в баке.

На дизельных моторах свечей зажигания нет, но есть свечи накаливания — абсолютно разные вещи! Если вам предлагают поменять свечи зажигания в двигателе на тяжелом топливе — это какой-то дикий «развод».

За соблюдением температурного режима мотора следит система охлаждения. Она состоит из каналов в двигателе, помпы, множества патрубков и радиатора. Рабочая жидкость — антифриз, не замерзающий при -50 градусах и закипающий при +125. Рекомендации по замене антифриза разные: либо раз в 50-60 тыс. км, либо раз в два-три года. Пригодность антифриза к дальнейшему использованию могут проверить на сервисе. 

От состояния тормозной жидкости зависит ваша безопасность и безопасность окружающих, ведь она приводит в действие поршни тормозных механизмов. Со временем в жидкости накапливается вода, она пузырится и темнеет — это иногда видно даже через стенки бачка главного тормозного цилиндра. Интервал замены — 60 тыс. км либо раз в два года. 

Наконец, трансмиссия. В это понятие включаются коробка передач и редуктор/редукторы — если машина полноприводная. Все коробки — ручные и автоматические — требуют замены масла.

В механике это нужно делать раз в 80-100 тыс. км. Длинный межсервисный интервал и невысокая стоимость масла для МКПП — один из ее весомых плюсов. 

Классический автомат с гидротрансформатором требует свежей жидкости каждые 50-60 тыс. км. Многие, впрочем, меняют декстрон раз в 30 тыс., и этим коробке точно не навредишь. Попутно меняется фильтр, в некоторых случаях — прокладки и сальники.

Аналогичный срок службы масла и в вариаторе — 30-40 тыс. км. Роботизированные коробки, которые так любит Volkswagen, необходимо обслуживать каждые 60-70 тыс. км, но лучше чаще. Во всех случаях не экономьте на масле: берите оригинальное либо именитого производителя с подходящими допусками. Подчеркнем, срок службы всех автоматических коробок напрямую зависит от чистоты и качества масла.

Сейчас некоторые производители откровенно лукавят, заявляя, что масло в коробке залито на весь срок службы авто. При таком подходе этот срок будет весьма недолгим. Потому не верьте подобным вредным советам и меняйте жидкости вовремя.

Меняете масло в коробке — поменяйте сразу и в редукторе. К тому же некоторые авто — в основном внедорожники — требуют шприцевания карданного вала, без этой процедуры крестовины быстро «покинут чат».

Все элементы подвески имеют свой срок службы, расписанный регламентом, но порой выходят из строя раньше срока: спасибо нашим «идеальным» дорогам. Заскрипело, зашуршало, завыло, застучало? Езжайте на СТО и проводите диагностику, ведь даже небольшая поломка в подвеске может со временем вызвать большие проблемы по принципу домино. Не пугаем, но, например, изношенная шаровая опора грозит «вылетом» колеса с рычага прямо на ходу. 

И последнее, но критически важное — топливо. Каждый мотор конструктивно и программно настроен под определенный вид топлива. Указан в инструкции бензин с октановым числом АИ-95? Лейте его, а не АИ-92. При соблюдении рекомендаций двигатель будет выдавать паспортную мощность и сохранять ресурс. 

Также избегайте сомнительных заправок: даже после однократного посещения непонятной АЗС можно нажить серьезные проблемы в виде забитых топливных форсунок. 


Памятка:

1. Меняйте масло в двигателе раз в 8-10 тыс. км, даже если производитель заявляет более длинные интервалы. Внимательно проверяйте соответствие вязкости и допусков. 

2. На любой СТО требуйте накладные или другие бумаги, которые дадут вам хоть какие-то юридические доказательства проведения работ.

3. Не верьте производителям, заявляющим «бесконечный» срок службы масла в трансмиссии. Это — прямой путь к поломке КПП и дорогостоящему ремонту.

4. Заливайте ту марку топлива, которая рекомендована заводом.

5. Меняя ремень или цепь ГРМ, желательно покупать оригинальные запчасти. Они могут быть дороже, но и служить будут долго и правильно. 

6. То же самое касается элементов подвески и любых других запчастей — не берите дешевые аналоги! Либо оригинал, либо качественный дубликат.

7. Пока авто на гарантии, обслуживайте его в официальном сервисе. Закончилась гарантия — подберите по отзывам специализированный сервис. Для ремонта специфических узлов (вроде КПП или электрики) могут понадобиться специалисты узкого профиля. 

8. Купив поддержанную машину, проведите полное ТО с заменой масел, фильтров и приводных ремней. Проведите диагностику ГРМ и коробки передач, при необходимости замените аккумулятор, проверьте ходовую часть и тормозную систему.  
 

Почитать еще
mobile-phone
Скачайте приложение на телефон
Вы получите только ссылку на приложение, никакого спама и рассылок