Назад

Разбираем ПДД. Остановка и стоянка: стоять нельзя – остановиться можно

Оксана Черноножкина
13 августа 2021
Разбираем ПДД. Остановка и стоянка: стоять нельзя – остановиться можно Фото: Оксана Черноножкина

Одна из самых «больных» тем каждого крупного мегаполиса – количество автотранспорта. Который, кстати, не только ездит по дорогам, но и стоит вдоль них, а порой и поперек. А чтобы в общем хаосе прослеживался хоть какой-то порядок есть правила, которые регулируют разрешения и запреты относительно таких понятий как остановка, стоянка и парковка.

Начнем с того, что до недавнего времени в официальных документах (речь в частности о КоАП РК) таких определений, как парковка не было в принципе. Но с тех пор, как на улицах наших городов появились паркоматы, пришлось ввести его и в обиход канцелярского языка. Однако суть его от этого не изменилась. Как раньше, так и сейчас парковка – это остановка или стоянка транспортного средства.

Теперь разберемся, что же в официальных документах означают понятия остановка и стоянка. Остановка – это преднамеренное прекращение движения транспортного средства (ТС) на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства. Здесь есть один нюанс: не считается остановкой (стоянкой) необходимость прекращения движения транспортного средства, обусловленная организацией дорожного движения. Пример: порой во время движения в городе на той или иной улице сотрудники дорожной полиции останавливают потоки транспортных средств, заставляя их прижаться к обочине дороги. Как правило, такое происходит непосредственно перед тем, как в данном направлении должны проследовать какие-нибудь высокопоставленные лица с эскортом. В свою очередь стоянка означает преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или отгрузкой транспортного средства.

Следуя из этих определений, понятно, что стоянка и остановка – действия весьма похожие, но все же разнящиеся, о чем многие порой забывают.

Ну а что касается непосредственно правил остановки/стоянки, будем разбираться по порядку. Причем, предлагаем от обратного – запомним, что запрещено. Согласно ППД РК, естественно.

Остановка запрещается

1. В непосредственной близости от трамвайных путей, если это создает помехи движению трамваев.

В Алматы трамваев сейчас нет. Но есть города, где они еще работают. Да и в южную столицу они могут еще вернуться. И они, то есть трамваи, вне конкуренции. Во-первых, это не просто чьи-то транспортные средства, а городской пассажирский транспорт, который работает согласно установленному городской администрацией графику (здесь имеется в виду, как часы работы, так и маршруты движения). Кроме того, у них, согласно нашим правилам дорожного движения, всегда есть преимущество перед безрельсовыми ТС, а все потому, что без рельс они, в отличие от вас, не могут «юркнуть» в первую же образовавшуюся дырочку на соседней полосе, дабы поскорее добраться до следующей остановки.

2. На железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними.

На железнодорожных переездах опасно для здоровья и жизни в целом, поезд не вертолет, маршрут своего движения изменить не может и к тому моменту, как он вас увидит, скорее всего и затормозить не успеет. Остановившись на эстакаде, мосте или путепроводе с количеством полос движения в каждом из направлений менее трех вы также рискуете создать аварийную обстановку, так как движение на них, как правило, весьма интенсивное, да и скорость, двигающийся ТС намного выше 40 км/ч. По ними тем более.

3. В местах, где расстояние между остановившимся транспортным средством и сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части) или противоположным краем проезжей части, или стоящим у противоположного края проезжей части транспортным средством менее трех метров, если это создает помехи движению ТС.

Наверняка вы не раз попадали на одну из тихих скромненьких улочек и жутко злились на то, что припаркованные по обе стороны машины делают движение по ней практически невозможным. То есть две машины там просто не могут разъехаться в силу того, что места для этого недостаточно. Было? Не понравилось? И тем не менее практически за каждым водителем есть такой «грешок». И он, как выясняется, противозаконный!

4. На пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними.

Здесь все более-менее понятно: остановившись на пешеходном переходе, вы будете мешать движению пешеходов. А останавливаясь ближе 5 метров от них, вы создаете угрозу их движению, так как идущая позади вас машина, хоть по вашей полосе, хоть по соседней, может не заметить выходящего из-за вашего автомобиля человека.
Кстати, выезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, также запрещено.

5. На проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 метров хотя бы в одном направлении.

Это правило у нас, кстати, пожалуй, одно из самых популярных по игнорированию. И зря: надеяться на авось – плохая идея.

6. На пересечении проезжих частей и ближе 30 метров от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу.

Относительно пересечения проезжей части, думаю, понятно и без объяснений, хотя встречаются-таки случаи, когда высаживают пассажиров где-нибудь посередине сложного перекрестка либо остановившись во втором ряду. А что касается 30 метров от края пересекаемой проезжей части (были времена, когда эта цифра равнялась лишь 5), то это тоже во благо. Например, есть такие улицы, движение по которым осуществляется строго по знакам, предписывающим направление движения. И правая крайняя зачастую отводится лишь для движения направо. А как вы на нее попадете, если она вся сплошь заставлена припаркованными автомобилями?

7. Ближе 15 метров остановочных площадок, а при их отсутствии – от указателя остановки маршрутных транспортных средств или такси, если это создаст помехи их движению.

Между автовладельцами и водителя общественного транспорта давно идет «холодная» война. Надо заметить, небезосновательная, но суть не в этом. Чтобы она не переросла в «ритуальные» потасовки, нужны строгие правила.

8. В местах, где ТС закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других ТС, или создаст помехи для движения пешеходов.

Мало приятного, когда по чужой вине попадаешь впросак, а уж если не можешь заехать во двор дама, в котором живешь только потому, что кто-то посчитал удобным оставить свой автомобиль прямо на месте въезда… В общем, вы понимаете.

9. На клумбах, газонах, детских и спортивных площадках.

Думаю, тут пояснения не нужны…

Стоянка запрещается

Тут все почти тоже самое, лишь с небольшими дополнениями.

1. в местах, где запрещена остановка;

2. на эстакадах, мостах, путепроводах;

3. вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1 (главная дорога);

4. ближе 50 метров от железнодорожных переездов;

5. механических ТС с работающим двигателем в населенных пунктах, если это создает неудобства жителям.

Но это не все. Также, как к остановке, так и к стоянке, относится следующее:

  • запрещено открывать двери ТС либо оставлять их открытыми, равно как и выходить на проезжую часть дороги, не убедившись, что это не создаст помехи или опасности для других участников движения.

Еще один важный момент:

Нельзя парковаться под знаками 3.27 (остановка запрещена) и 3.28 (стоянка запрещена). Причем тут еще есть нюансы, зависящие от того, какой дополнительный информационный знак под ним висит. Последний, как правило, регламентирует часы либо протяженность участка, на которые этот знак распространяется. Если же такого нет, то действие знака распространяется до конца перекрестка в населенном пункте либо до ближайшего населенного пункта вне города.

Нюансы

Есть моменты, которые оговорены в ПДД, но про которые мы часто забываем. Среди них:

1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешается на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии – на проезжей части у ее края. На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с одностороннем движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн на левой стороне дорог с одностороннем движением разрешается остановка только для загрузки или разгрузки).

2. Ставить ТС на проезжей части разрешается только в один ряд, причем параллельно краю проезжей части.  Исключение составляют лишь те места, конфигурация (местное уширение проезжей части) которых допускает иное расположение ТС. Двухколесные ТС без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

3. Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью с полным или частичным заездом на него, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам при условии, что это не будет препятствовать движению пешеходов. Как правило, в таких местах висят специальные знаки, указывающие на то, каким образом здесь можно расположить ТС.

4. Стоянка в целях длительного отдыха, ночлега и т.п. вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках либо за пределами дороги.

Также существует дорожная разметка желтого цвета. Она желтая не потому, что не хватило белой, а потому что ей предписано быть именно желтой. Так вот, если вам встретилась дорожная разметка желтого цвета, выполненная в виде сплошной линии, это значит, что там, где она нанесена запрещена остановка. Прерывистая желтая линия дорожной разметки означает, что запрещена стоянка. А зигзагообразная разметка огибает тот участок, который предназначен исключительно для остановки маршрутных ТС.

Вот теперь действительно все. В плане остановки и стоянки вы должны соблюдать все вышеперечисленные нормы, остальное же остается на ваше усмотрение.

Штрафы

Если вы будете соблюдать все вышеперечисленные нормы, то никогда не узнаете где в вашем городе находятся штрафстоянки и каков размер МРП. В противном случае вас ждет административное взыскание. Или попросту штраф. А их предусмотрено немало – в зависимости от «тяжести вины».

Вашему вниманию статьи КоАП РК, которые вам могут вменить за игнорирования ПДД:

1. №597 ч. 1 «Нарушение правил остановки или стоянки ТС, за исключением случаев, предусмотренных частями второй — третьей настоящей статьи» - штраф 5 МРП, повторно – 10 МРП.

2. №597 ч. 2 «Нарушение правил остановки или стоянки ТС на тротуаре, а также остановка или стоянка ТС на клумбах, детской или спортивной площадке» - штраф 10 МРП, повторно – 15 МРП

3. №597 ч.3 «Нарушение правил остановки или стоянки ТС на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других ТС» - штраф 10 МРП, повторно – помещение ТС на штрафстоянку.

4. №597 ч.4 «Нарушение правил остановки или стоянки ТС в местах, отведенных для остановки или стоянки ТС инвалидов» - штраф 10 МРП, повторно – 15 МРП.
5. №597 ч. 4-1. «Уклонение от уплаты за парковку в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств, определенных местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы» - штраф 3 МРП, повторно – 5 МРП.
6. № 606 «Нарушение участниками дорожного движения ПДД, повлекшее создание аварийной обстановки» - штраф в размере 10 МРП. Повторно в течение года - лишение права управления транспортным средством на срок 6 месяцев.
7. № 601 «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» - штраф в размере 3 МРП, повторно - 10 МРП.
8. № 614 «Создание препятствий для движения ТС» - штраф для физических лиц 3 МРП, для должностных лиц – 10 МРП.
9. № 620 «Нарушение иных требований, предъявляемых к участникам дорожного движения» - штраф в размере 3 МРП.
Примечание. При составлении протокола указывается, какая именно норма правил дорожного движения нарушена.
Также если вы заехали на газон, то вам могут запросто «впаять» статью №505 «Нарушение правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов, а также разрушение объектов инфраструктуры, уничтожение и повреждение зеленых насаждений города и населенных пунктов» - штраф для физических лиц 20 МРП, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – 30 МРП, на субъектов среднего предпринимательства – 40 МРП, на субъектов крупного предпринимательства – 100 МРП, повторно – 30, 40, 50 и 300 МРП соответственно.
И пожалуй, последнее, что может пригодится, это величина МРП. В этом году 1 МРП равен 2917 тенге.

Почитать еще
mobile-phone
Скачайте приложение на телефон
Вы получите только ссылку на приложение, никакого спама и рассылок