Назад

Путешествие в Узбекистан: призраки Аральского моря, или Кладбище погибших кораблей

Елена Никитенко
06 августа 2020
Путешествие в Узбекистан: призраки Аральского моря, или Кладбище погибших кораблей Фото: Елена Никитенко

Мы с «Рыжиком» это сделали! Добрались до кладбища кораблей Аральского моря. То, что не удалось осенью 2018-го на казахстанской стороне, получилось этим летом в Узбекистане.

О том, как мы оказались в Хиве, я рассказывала – путешествие длиной в 2000 км закончилось в удивительном восточном городе с завораживающей атмосферой, с террас которого просто не хотелось уезжать.

Но не время сидеть в прохладном номере уютного отельчика, потягивать вино и вкушать сочные фрукты (хотя как хочется-то отдохнуть!). Самое время оторвать себя от дивана, загрузиться в Duster и рвануть в неизвестность, в полуденный зной и бездорожье и завершить миссию.

От Хивы до Муйнака и обратно за один день — в общей сложности 800 км без остановок. Дороги здесь не всегда хорошие и не всегда с полноценным покрытием. Но «Рыжику» и его подвеске всё равно, а значит — погнали.

GPS ведёт аккуратно, избегая, пока это возможно, грунтовок. На нашем пути встаёт большой город Нукус – столица автономной республики Каракалпакстан. Именно его называют второй столицей Узбекистана и считают весьма перспективным городом и регионом в целом.

Географически Нукус с трёх сторон подпирают пустыни – Каракум, Кызылкум и Аралкум, и лишь с одной – большая вода, дельта реки Амударьи, известной всем по школьным учебникам истории.

Если вдруг окажетесь здесь и будете располагать достаточным количеством времени, советую уделить ему немного времени. Нукус как оазис среди пустыни – зелёный и шумный, как восточный базар.

Здесь также не обошлось без раскопок и древностей – не так давно археологи обнаружили недалеко от города остатки поселения 4-5 веков нашей эры и дали ему имя Шурча (именно этот город оберегал на этой земле границы Хорезмского царства, считают они). Сам же Нукус вырос здесь в середине XIX века на месте большого аула.

В самом городе также есть что посмотреть. Например, Государственный музей искусств имени И. Савицкого, советского художника и основателя музея. Интересен музей тем, что в нём собраны уникальные произведения искусства и экспонаты, собранные со всей Каракалпакии.

Ну, а если интерес вызывают памятники древнего зодчества, то можно проехать по окрестностям и увидеть крепости Кават-Кала и Аяз-Кала (на подвижных песках) и цитадель зороастрийского периода Кизил-Кала.

Но у нас, к большому сожалению, совсем нет времени на Нукус – впереди Муйнак. С дорожной инфраструктурой здесь всё ещё хуже, чем по дороге до Хивы. За 350 км нам встретилась всего одна АЗС, которую сложно назвать этим громким словом. Две ржавых советских колонки, на которых заправляются исключительно «ижы» да «уралы», и всё. Даже индекса топлива нигде не указано, да и откуда?

Появилось стойкое ощущение, что топливо здесь местные «гонят» из… да из того, что под руку попадётся. Но делать нечего – нормальный бензин в канистрах едет с нами как НЗ, поэтому доливаем до полного бака здесь. Поначалу ничего необычного – к всеядности «Дастера» я уже привыкла. Однако позже нам пришлось пожалеть о столь некачественном топливе в баке…

Впрочем, что говорить о задворках империи, если в Самарканде Mercedes-Benz S class с шильдиками AMG 63 заправляют 80-м. У меня сердце кровью обливалось, когда мы на соседней колонке лили в Duster 91-й…

Кладбище кораблей

И вот перед нами стела советских времён с надписью «Муйнак» и старинным гербом города-порта. Сейчас этот небольшой городок чем-то похож на казахстанский Аральск. Бедность и разруха царят здесь.

Если честно, мы так и не поняли — его хотят отстроить заново или просто намеренно рушат? Конечно, потом мы вычитали, что сейчас Муйнак попал под программу туристической активности и всё здесь когда-нибудь превратится вновь в оазис среди пустыни. Но пока здесь страшновато…

А когда-то это был крупный рыболовный центр, шумный город-оазис с морским портом и рыбоконсервным заводом. Ещё в середине 60-х годов прошлого столетия здесь ходило 158 кораблей и на них работало 2200 человек.

Свою официальную точку на карте Советского Союза Муйнак получил в 1933 году, когда получил официальный статус рабочего посёлка. Но историю посёлок ведёт ещё с 17-го века, а первым обнаружила это рыбацкое поселение российская шхуна «Константин», которая пришла к этим берегам в 1848 году.

Но ехали мы не в гости к Муйнаку. Мы ехали в гости к кораблям, свидетелям ушедшей морской эпохи. И мы их нашли. Впрочем, это не сложно, так как на любых картах отмечена точка «Кладбище кораблей», а порой по дороге встречаются даже таблички с указанием пути и километража. На всякий случай дам координаты — N43.79010 E59.03313, вдруг кому пригодятся.

Большая асфальтовая парковка и даже место для посадки вертолёта и парапет. С него открывается панорама на дно бывшего моря, сейчас ещё зелёное. А на нём, словно немые свидетели прошлого, лежат ржавые останки кораблей. Когда-то узбеки подсуетились и свезли все брошенные корабли сюда, в порт Муйнака.

Не знаю, была ли тогда мысль превратить это место в музей или нет, но она сработала. Здесь суда не распилили на металлолом, а постарались сохранить. И теперь они – изъеденные ржавчиной и пропаленные ярким пустынным солнцем, пытаются рассказать нам свою историю.

От вида такой панорамы захватывает дух. Мы почти бегом спускаемся по длинной лестнице вниз, на дно, и бежим к кораблям. Но внизу – замедляемся, переходим от корабля к кораблю, от остова к остову, трогаем их, слушаем, жалеем… Кладбище погибших кораблей Аральского моря — очень атмосферное место, наполненное какой-то еле уловимой печалью.

Здесь всё живёт прошлым. Ржавые, наполовину распиленные остовы кораблей и катеров ещё помнят большую воду и тоскуют по ней, грустно скрипя корпусами на ветру. Даже чайки прилетают сюда с Западного Арала, до которого добрых 300 км по прямой, и оглашают всё печальными томными криками.

А ты стоишь здесь, на дне высохшего моря, вокруг шумит степной ветер, колышет траву и поднимает вверх песок. И если закрыть глаза, то можно услышать, нет, даже почувствовать еле слышный плеск волн у причала, звук корабельного гудка и крики грузчиков. Но это всё лишь воображение…

Почти все корабли собраны здесь на одной площадке. Сейчас её благоустраивают — асфальтируют и выкладывают искусной плиткой тропинки среди песков и колючек. Однако не спешите, вы видели ещё не всё.

Если присмотреться, то чуть вдали от основной экспозиции в песках и траве притаились ещё два экземпляра – больших и хорошо сохранившихся. Идти к ним пешком – долго и жарко, и мы решили съехать по накатанной песчаной дороге.

Однако подъезжать близко к самим кораблям не решились – песок здесь мелкий, не утоптанный, затягивает машину на раз. Duster слегка подсел… и вот именно здесь сказалось качество (вернее, его отсутствие) залитого нами топлива.

2,0-литровому мотору не хватало мощности, он глох и звенел при попытке раскачки на первой передаче. Пришлось слегка пожертвовать сцеплением и с перегазовками вывести автомобиль из песков.

Дальше рисковать мы уже не стали, и, как выяснилось позже, не зря. К этим кораблям приезжала ни одна экспедиция, и множество внедорожников едва не остались здесь же, рядом со ржавыми кораблями – слишком коварны пески, нанесённые за все эти годы ветром, между ними.

Но подойти к ним пешком никто не мешает, только раскалённый песок обжигает босые ноги, да обломки ракушек, которыми усыпано дно, колют ноги. Вот большой винт, вот руль управления, вот – якорь. Видимо, водоизмещение этих махин не позволило привезти их в основной порт, поэтому их оставили здесь, чуть поодаль.

Внутрь кораблей попасть можно, но мы бы не рекомендовали. Солнце, дожди и ветер сделали свою работу качественно, и металлические конструкции, кажущиеся на вид прочными, могут обрушиться в любой момент.

Местные говорят, что если хорошенько поездить по дну Арала, то можно найти ещё корабли или даже остатки моря. Но – времени нет, да и одной неподготовленной машиной пускаться в подобное путешествие рискованно и бессмысленно.

Кстати, туристам на заметку – за 500 евро (плюс-минус) на такую экспедицию можно подговорить местных жителей. У них и автомобили для этого более-менее подготовленные имеются.

Кстати, у самого «кладбища кораблей» есть большой мемориал, посвящённый морю, и даже краткая история Муйнака и моря с чёрно-белыми иллюстрациями. Но больше всего печалит карта высыхания Арала – море покидало этот район медленно, но верно…

Есть здесь и кафе под логичным и атмосферным названием «Маяк». У него гостеприимные хозяева, вкусная свежая рыба и даже мини-отель в юрте, если захочется остаться. Но нас ждала Хива и долгий обратный путь домой.

P.S.
В долгих путешествиях за рулём есть своя прелесть. За окнами автомобиля — целые миры, жизни и мгновения. А ещё после каждого такого трипа проникаюсь ещё большим уважением к «Рыжику», он же Renault Duster Dakar.

Он шикарен на «участках без покрытия», он стабилен на скорости 140-150 км/ч (как показала практика на трассе между Бухарой и Хивой), ему практически всё равно, что залито в его бак (а в Узбекистане это всё, от 76-го до 91-го бензина).

И за 4000 пройденные за 6 дней километров моя травмированная поясница ни разу не заныла от боли (но правда устали руки от толстого обода руля).

А ещё у него нескончаемый бак — сколько не пытались мы за всю поездку заставить Duster заглохнуть, не вышло. Наш рекорд — 120 км на горящей лампочке, но эксперимент продолжается. Затея осушить бак «Рыжика» витала в воздухе давно, но всё как-то не получалось довести её до логического завершения.

И вот на трассе между Шымкентом и Алматы это удалось. Duster заглох за 60 км от Алматы, пройдя на горящей лампочке целых 137 км! Бензин никто не экономил, шли в обычном трассовом режиме, с обгонами, участками с ремонтом со средним расходом — 8.0-8.8 л на 100 км.

Для особо интересующихся сразу скажу – с бензонасосом всё в порядке, он не «умер» после эксперимента и даже не собирался этого делать. Но всё-таки повторять такие эксперименты с завидной регулярностью всё же не рекомендуется.

Текст и фото: Елена Никитенко
Снято на Huawei P30 Pro и Nikon 5100

Почитать еще
mobile-phone
Скачайте приложение на телефон
Вы получите только ссылку на приложение, никакого спама и рассылок